Среди выпускаемых тракторов наиболее распространены колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью двигателя 50…100 кВт. Гусеничные тракторы выпускают в основном мощностью двигателя 40,5…70,0 кВт. Мощность некоторых моделей достигает 500 кВт. Выпускаются также тракторы интегральной схемы различной компоновки; в небольшом количестве выпускаются самоходные шасси.
Типаж только одной фирмы «John Deere» содержит более 37 моделей мощностью от 35 до 340 кВт, в котором колесные тракторы занимают диапазон по мощности от 35 до 210 кВт. При этом отечественные тракторы по компоновочным схемам, тягово-сцепным качествам, соответствию агротехническим требованиям аналогичны зарубежным и имеют такие же тенденции развития.
В устройстве отечественных и зарубежных тракторов используются классические, проверенные временем конструкторские решения: двигатели внутреннего сгорания (с цилиндропоршневой группой), шестеренчатые коробки перемены передач и трансмиссии, колесные и гусеничные движители, гидронавесная система и стандартная компоновка.
Фирмы начинают выпускать мобильные энергетические средства для сельского хозяйства, отличающиеся гибкостью в трансформации из трактора в самоходную уборочную машину или транспортное средство, и наоборот.
Значительно повышен уровень автоматизации и интеллектуализации тракторов за счет применения электроники. Предлагается даже робот-трактор. Предложена концепция гарантийно-адаптивного управления рабочими процессами МТА для обеспечения заданных агротехнологических показателей. Все это дает возможность повысить надежность тракторов, увеличить производительность МТА и на более высокий уровень поднять качество их работы. Рассматриваются вопросы разработки технологии создания «живых машин», которые будут сочетать положительные качества живых организмов и технических систем.
Большое распространение на тракторах получили электронные системы управления дозированием топлива, скоростными и нагрузочными режимами работы бесступенчатых коробок перемены передач, независимой подвеской колес, гидронавесной системой, системой гашения колебаний сиденья, выравниванием кабины на склонах.
Иностранные дизельные двигатели имеют удельный расход топлива от 150 до 159 г/л.с.-ч, угар масла от 0,2…0,3%. В иностранных двигателях увеличивают число клапанов, что дает возможность уменьшить расход топлива, особенно на частичных нагрузках и холостом ходу, уменьшить токсичность выхлопных газов, внедряются электронные системы управления подачей топлива.
Применяются муфты сцепления, работающие в масле, многодисковые или в виде гидромуфт, которые по сравнению с «сухими» более износостойки.
Коробки перемены передач (КПП) колесных тракторов малой и средней мощности выполняют только синхронизированными; тракторов большой мощности — с переключением передач под нагрузкой (как и на отечественных) или бесступенчатыми гидрообъемными двухпоточными с электрогидравлическим программируемым переключением передач. Эти КПП имеют большее число ступеней и транспортные скорости у гусеничных тракторов до 30 и у колесных до 40…50 км/ч. На зарубежных тракторах применяются коробки перемены передач с автоматическим переключателем передач как внутри диапазонов, так и между ними. При этом электронная система управления производит автоматическое переключение передач и программирование их выбора в зависимости от режима работы двигателя и нагрузки.
У тракторов чаще применяются эффективные «мокрые» дисковые тормоза, как правило, с гидравлическим управлением.
На тракторах (например, средней мощности) устанавливают трех- или четырехскоростные ВОМ.
Максимальная грузоподъемность гидронавесных систем зарубежных тракторов — до 8030 кг.
Увеличение рабочих и транспортных скоростей вызвало необходимость использования независимой пневматической или гидропневматической подвесок передних ведущих мостов, что не только улучшает условия работы тракториста, но и повышает тягово-сцепные свойства трактора. На тракторах некоторых фирм подрессорены оба моста. При этом предусмотрена возможность включать и выключать подвеску с места водителя. Начинает применяться подрессоривание кабины, а также сиденья тракториста с активным демпфированием колебаний.
Ведущие фирмы ряда стран уже в течение ряда лет оснащают подавляющее большинство своих моделей резиноармированными гусеницами, приближающими гусеничные тракторы по плавности хода на повышенных скоростях к колесным.
Кабины тракторов отвечают современным требованиям по уровню шума (в основном 72…76 дБ), а также по эффективности подвески относительно остова, по нормализации микроклимата, рациональному размещению педалей и рычагов управления.
Большое внимание уделяется компьютеризации управления за счет использования информационных технологий, что упрощает и облегчает труд тракториста. Например, при запуске двигателя нажатием на одну кнопку активизируются все ранее используемые алгоритмы управления — трактор сразу становится готов к работе. Используются программы с элементами обучения; при этом действия, выполненные вручную, запоминаются и воспроизводятся управляющей системой. Вне зависимости от нагрузки трактор может работать с постоянной заданной скоростью. Внедряются системы управления мощностью трактора, что позволяет работать на режимах наибольшей мощности на крюке, постоянной рабочей скорости, постоянной частоте вращения коленчатого вала.
По заказу на тракторы может устанавливаться навигационная система, которая работает в комплексе с системой глобального позиционирования и осуществляет полуавтоматическое или автоматическое вождение трактора, что особенно эффективно при работе широкозахватных МТА.
В новых моделях запрограммировано и автоматизировано выполнение различных управляющих воздействий: переключение передач, блокировка дифференциала, управление гидронавесной системой и др. При этом осуществлен переход на кнопочное управление. Начинают использоваться программы с элементами обучения; при этом действия, выполненные вручную, запоминаются и воспроизводятся управляющей системой.
Применяются системы, выдерживающие постоянную рабочую скорость, и более сложные системы, предоставляющие возможность работать на различных режимах: постоянная скорость, максимальная мощность, постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя. Начинают внедряться системы автоматического управления направлением движения МТА с использованием системы спутниковой навигации. Все это приводит к повышению эффективности управлением МТА, предоставляет возможность создавать на тракторах центры управления, использовать кнопочное управление, создает возможность использования неотсроченного контроля качества работы за счет мониторинга качества работы, регулировок на его основе рабочих органов и режимов движения МТА, повышает технологические и эксплуатационные показатели МТА.
Расширение внедрения мощных тракторов (не ниже класса 6) мощностью двигателя порядка 500 кВт делает возможным использование широкозахватных высокоскоростных почвообрабатывающих агрегатов с В р до 18…23 м и скоростью до 15 км/ч, машинных агрегатов для внесения жидких удобрений и ядохимикатов с В р до 45 м и скоростью до 15 км/ч, зерноуборочных комплексов (комбайнов, бункеров-накопителей, транспортных средств) для уборки за световой день до 70 га, что значительно уменьшает потребность в сельскохозяйственной технике и механизаторах.