Технический уровень современных тракторов

Сре­ди вы­пус­ка­емых трак­то­ров на­ибо­лее рас­простра­нены ко­лес­ные пол­нопри­вод­ные трак­то­ры клас­си­чес­кой ком­по­нов­ки мощ­ностью дви­гате­ля 50…100 кВт. Гу­сенич­ные трак­то­ры вы­пус­ка­ют в ос­новном мощ­ностью дви­гате­ля 40,5…70,0 кВт. Мощ­ность не­кото­рых мо­делей дос­ти­га­ет 500 кВт. Вы­пус­ка­ют­ся так­же трак­то­ры ин­тегральной схе­мы раз­личной ком­по­нов­ки; в не­большом ко­личес­тве вы­пус­ка­ют­ся са­моход­ные шас­си.

Ти­паж только од­ной фир­мы «John Deere» со­дер­жит бо­лее 37 мо­делей мощ­ностью от 35 до 340 кВт, в ко­тором ко­лес­ные трак­то­ры за­нима­ют ди­апа­зон по мощ­ности от 35 до 210 кВт. При этом оте­чес­твен­ные трак­то­ры по ком­по­новоч­ным схе­мам, тя­гово-сцеп­ным ка­чес­твам, со­от­ветс­твию аг­ро­тех­ни­чес­ким тре­бова­ни­ям ана­логич­ны за­рубеж­ным и име­ют та­кие же тен­денции раз­ви­тия.

В ус­тройстве оте­чес­твен­ных и за­рубеж­ных трак­то­ров ис­пользу­ют­ся клас­си­чес­кие, про­верен­ные вре­менем конс­трук­тор­ские ре­шения: дви­гате­ли внут­ренне­го сго­рания (с ци­лин­дро­пор­шне­вой груп­пой), шес­те­рен­ча­тые ко­роб­ки пе­реме­ны пе­редач и тран­смис­сии, ко­лес­ные и гу­сенич­ные дви­жите­ли, гид­ро­навес­ная сис­те­ма и стан­дар­тная ком­по­новка.

Фир­мы на­чина­ют вы­пус­кать мо­бильные энер­ге­тичес­кие средс­тва для сельско­го хо­зяйства, от­ли­ча­ющи­еся гиб­костью в тран­сфор­ма­ции из трак­то­ра в са­моход­ную убо­роч­ную ма­шину или тран­спортное средс­тво, и на­обо­рот.

Зна­чительно по­вышен уро­вень ав­то­мати­зации и ин­теллек­ту­али­зации трак­то­ров за счет при­мене­ния элек­тро­ники. Пред­ла­га­ет­ся да­же ро­бот-трак­тор. Пред­ло­жена кон­цепция га­ран­тийно-адап­тивно­го уп­равле­ния ра­бочи­ми про­цес­са­ми МТА для обес­пе­чения за­дан­ных аг­ро­тех­но­логи­чес­ких по­каза­телей. Все это да­ет воз­можность по­высить на­деж­ность трак­то­ров, уве­личить про­из­во­дительность МТА и на бо­лее вы­сокий уро­вень под­нять ка­чес­тво их ра­боты. Рас­смат­ри­ва­ют­ся воп­ро­сы раз­ра­бот­ки тех­но­логии соз­да­ния «жи­вых ма­шин», ко­торые бу­дут со­четать по­ложи­тельные ка­чес­тва жи­вых ор­га­низ­мов и тех­ни­чес­ких сис­тем.

Большое рас­простра­нение на трак­то­рах по­лучи­ли элек­трон­ные сис­те­мы уп­равле­ния до­зиро­вани­ем топ­ли­ва, ско­рос­тны­ми и наг­ру­зоч­ны­ми ре­жима­ми ра­боты бес­сту­пен­ча­тых ко­робок пе­реме­ны пе­редач, не­зави­симой под­веской ко­лес, гид­ро­навес­ной сис­те­мой, сис­те­мой га­шения ко­леба­ний си­денья, вы­рав­ни­вани­ем ка­бины на скло­нах.

Инос­тран­ные ди­зельные дви­гате­ли име­ют удельный рас­ход топ­ли­ва от 150 до 159 г/л.с.-ч, угар мас­ла от 0,2…0,3%. В инос­тран­ных дви­гате­лях уве­личи­ва­ют чис­ло кла­панов, что да­ет воз­можность уменьшить рас­ход топ­ли­ва, осо­бен­но на час­тичных наг­рузках и хо­лос­том хо­ду, уменьшить ток­сичность вых­лопных га­зов, внед­ря­ют­ся элек­трон­ные сис­те­мы уп­равле­ния по­дачей топ­ли­ва.

При­меня­ют­ся муф­ты сцеп­ле­ния, ра­бота­ющие в мас­ле, мно­годис­ко­вые или в ви­де гид­ро­муфт, ко­торые по срав­не­нию с «су­хими» бо­лее из­но­сос­тойки.

Ко­роб­ки пе­реме­ны пе­редач (КПП) ко­лес­ных трак­то­ров ма­лой и сред­ней мощ­ности вы­пол­ня­ют только син­хро­низи­рован­ны­ми; трак­то­ров большой мощ­ности — с пе­рек­лю­чени­ем пе­редач под наг­рузкой (как и на оте­чес­твен­ных) или бес­сту­пен­ча­тыми гид­ро­объем­ны­ми двух­по­точ­ны­ми с элек­тро­гид­равли­чес­ким прог­рамми­ру­емым пе­рек­лю­чени­ем пе­редач. Эти КПП име­ют большее чис­ло сту­пеней и тран­спортные ско­рос­ти у гу­сенич­ных трак­то­ров до 30 и у ко­лес­ных до 40…50 км/ч. На за­рубеж­ных трак­то­рах при­меня­ют­ся ко­роб­ки пе­реме­ны пе­редач с ав­то­мати­чес­ким пе­рек­лю­чате­лем пе­редач как внут­ри ди­апа­зонов, так и меж­ду ни­ми. При этом элек­трон­ная сис­те­ма уп­равле­ния про­из­во­дит ав­то­мати­чес­кое пе­рек­лю­чение пе­редач и прог­рамми­рова­ние их вы­бора в за­виси­мос­ти от ре­жима ра­боты дви­гате­ля и наг­рузки.

У трак­то­ров ча­ще при­меня­ют­ся эф­фектив­ные «мок­рые» дис­ко­вые тор­мо­за, как пра­вило, с гид­равли­чес­ким уп­равле­ни­ем.

На трак­то­рах (нап­ри­мер, сред­ней мощ­ности) ус­та­нав­ли­ва­ют трех- или че­тырех­ско­рос­тные ВОМ.

Мак­си­мальная гру­зоподъем­ность гид­ро­навес­ных сис­тем за­рубеж­ных трак­то­ров — до 8030 кг.

Уве­личе­ние ра­бочих и тран­спортных ско­рос­тей выз­ва­ло не­об­хо­димость ис­пользо­вания не­зави­симой пнев­ма­тичес­кой или гид­ропнев­ма­тичес­кой под­ве­сок пе­ред­них ве­дущих мос­тов, что не только улуч­ша­ет ус­ло­вия ра­боты трак­то­рис­та, но и по­выша­ет тя­гово-сцеп­ные свойства трак­то­ра. На трак­то­рах не­кото­рых фирм под­рессо­рены оба мос­та. При этом пре­дус­мотре­на воз­можность вклю­чать и вык­лю­чать под­веску с мес­та во­дите­ля. На­чина­ет при­меняться под­рессо­рива­ние ка­бины, а так­же си­денья трак­то­рис­та с ак­тивным дем­пфи­рова­ни­ем ко­леба­ний.

Ве­дущие фир­мы ря­да стран уже в те­чение ря­да лет ос­на­ща­ют по­дав­ля­ющее большинс­тво сво­их мо­делей ре­зино­ар­ми­рован­ны­ми гу­сени­цами, приб­ли­жа­ющи­ми гу­сенич­ные трак­то­ры по плав­ности хо­да на по­вышен­ных ско­рос­тях к ко­лес­ным.

Ка­бины трак­то­ров от­ве­ча­ют сов­ре­мен­ным тре­бова­ни­ям по уров­ню шу­ма (в ос­новном 72…76 дБ), а так­же по эф­фектив­ности под­вески от­но­сительно ос­то­ва, по нор­ма­лиза­ции мик­рокли­мата, ра­ци­онально­му раз­ме­щению пе­далей и ры­чагов уп­равле­ния.

Большое вни­мание уде­ля­ет­ся компьюте­риза­ции уп­равле­ния за счет ис­пользо­вания ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий, что уп­ро­ща­ет и об­легча­ет труд трак­то­рис­та. Нап­ри­мер, при за­пус­ке дви­гате­ля на­жати­ем на од­ну кноп­ку ак­ти­визи­ру­ют­ся все ра­нее ис­пользу­емые ал­го­рит­мы уп­равле­ния — трак­тор сра­зу ста­новит­ся го­тов к ра­боте. Ис­пользу­ют­ся прог­раммы с эле­мен­та­ми обу­чения; при этом действия, вы­пол­ненные вруч­ную, за­поми­на­ют­ся и вос­про­из­во­дят­ся уп­равля­ющей сис­те­мой. Вне за­виси­мос­ти от наг­рузки трак­тор мо­жет ра­ботать с пос­то­ян­ной за­дан­ной ско­ростью. Внед­ря­ют­ся сис­те­мы уп­равле­ния мощ­ностью трак­то­ра, что поз­во­ля­ет ра­ботать на ре­жимах на­ибольшей мощ­ности на крю­ке, пос­то­ян­ной ра­бочей ско­рос­ти, пос­то­ян­ной час­то­те вра­щения ко­лен­ча­того ва­ла.

По за­казу на трак­то­ры мо­жет ус­та­нав­ли­ваться на­вига­ци­он­ная сис­те­ма, ко­торая ра­бота­ет в ком­плек­се с сис­те­мой гло­бально­го по­зици­они­рова­ния и осу­щест­вля­ет по­лу­ав­то­мати­чес­кое или ав­то­мати­чес­кое вож­де­ние трак­то­ра, что осо­бен­но эф­фектив­но при ра­боте ши­роко­зах­ватных МТА.

В но­вых мо­делях зап­рограм­ми­рова­но и ав­то­мати­зиро­вано вы­пол­не­ние раз­личных уп­равля­ющих воз­действий: пе­рек­лю­чение пе­редач, бло­киров­ка диф­фе­рен­ци­ала, уп­равле­ние гид­ро­навес­ной сис­те­мой и др. При этом осу­щест­влен пе­реход на кно­поч­ное уп­равле­ние. На­чина­ют ис­пользо­ваться прог­раммы с эле­мен­та­ми обу­чения; при этом действия, вы­пол­ненные вруч­ную, за­поми­на­ют­ся и вос­про­из­во­дят­ся уп­равля­ющей сис­те­мой.

При­меня­ют­ся сис­те­мы, вы­дер­жи­ва­ющие пос­то­ян­ную ра­бочую ско­рость, и бо­лее слож­ные сис­те­мы, пре­дос­тавля­ющие воз­можность ра­ботать на раз­личных ре­жимах: пос­то­ян­ная ско­рость, мак­си­мальная мощ­ность, пос­то­ян­ная час­то­та вра­щения ко­лен­ча­того ва­ла дви­гате­ля. На­чина­ют внед­ряться сис­те­мы ав­то­мати­чес­ко­го уп­равле­ния нап­равле­ни­ем дви­жения МТА с ис­пользо­вани­ем сис­те­мы спут­ни­ковой на­вига­ции. Все это при­водит к по­выше­нию эф­фектив­ности уп­равле­ни­ем МТА, пре­дос­тавля­ет воз­можность соз­да­вать на трак­то­рах цен­тры уп­равле­ния, ис­пользо­вать кно­поч­ное уп­равле­ние, соз­да­ет воз­можность ис­пользо­вания не­от­сро­чен­но­го кон­тро­ля ка­чес­тва ра­боты за счет мо­нито­рин­га ка­чес­тва ра­боты, ре­гули­ровок на его ос­но­ве ра­бочих ор­га­нов и ре­жимов дви­жения МТА, по­выша­ет тех­но­логи­чес­кие и экс­плу­ата­ци­он­ные по­каза­тели МТА.

Рас­ши­рение внед­ре­ния мощ­ных трак­то­ров (не ни­же клас­са 6) мощ­ностью дви­гате­ля по­ряд­ка 500 кВт де­ла­ет воз­можным ис­пользо­вание ши­роко­зах­ватных вы­сокос­ко­рос­тных поч­во­об­ра­баты­ва­ющих аг­ре­гатов с В р до 18…23 м и ско­ростью до 15 км/ч, ма­шин­ных аг­ре­гатов для вне­сения жид­ких удоб­ре­ний и ядо­хими­катов с В р до 45 м и ско­ростью до 15 км/ч, зер­но­убо­роч­ных ком­плек­сов (ком­байнов, бун­ке­ров-на­копи­телей, тран­спортных средств) для убор­ки за све­товой день до 70 га, что зна­чительно уменьша­ет пот­ребность в сельско­хозяйствен­ной тех­ни­ке и ме­хани­зато­рах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: