Для новорожденного ребенка характерны богатый набор различных рефлексов, генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются, во-первых, недостаточностью контроля над ними со стороны головного мозга, во-вторых, относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной более выраженной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения и наличия электрических синапсов между нейронами ЦНС.
С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны сужаются. Так, в возрасте 1–5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; в 6–10 дней – губы и кожа вокруг рта; в 15 дней – только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности коры большого мозга, на нижележащие центры.
|
|
Основные рефлексы новорожденного целесообразно разделить на шесть групп.
1. Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Так, если вложить ребенку в рот соску, он начинает совершать активные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни.
2. Защитные: мигательный рефлекс возникает при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз; в ответ на болевое раздражение появляется рефлекс отдергивания конечности.
3. Зрачковый рефлекс – уменьшение диаметра зрачка при освещении.
4. Двигательные:
- хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) – схватывание и прочное удерживание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при прикосновении им к ладони; исчезает на 2–4 месяце;
- рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Для вызова рефлекса ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня. Рефлекс можно вызвать при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме его из положения на спине; исчезает после 4-го месяца жизни;
- подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (иногда веерообразное расхождение) остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам; исчезает после первого года жизни;
|
|
- коленный рефлекс – сгибание (у взрослых – разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы ниже надколенника. Сгибание у новорожденных связано с преобладанием у них тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м месяце жизни;
- хоботковый рефлекс – выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании по коже вокруг рта на уровне десен; исчезает к концу первого полугода жизни;
- поисковый рефлекс (поиск груди матери) – опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя при поглаживании кожи в области угла рта. Рефлекс ярче выражен у голодного ребенка; исчезает к концу 1-го года жизни;
- рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки; рефлекс исчезает к 4-м месяцам.
5. Тонические:
- лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве у ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей;
- рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это не удается сделать; исчезает после 4-го месяца.
Интеграция всех двигательных реакций у новорожденного ребенка реализуется на уровне таламо-паллидарныx структур (табл. 15).
Таблица 15
Двигательная активность ребенка грудного возраста
Движение и умелость | Средний срок | Временные границы |
Улыбка | 5 нед. | 3–8 нед. |
Гуление | 7 нед. | 4–11 нед. |
Держание головки | 3 мес. | 2–4 мес. |
Направленные движения ручек | 4 мес. | 2,5–5,5 мес. |
Переворачивание | 5 мес. | 3,5–6,5 мес. |
Сидение | 6 мес. | 4,8–8 мес. |
Ползание | 7 мес. | 5–9 мес. |
Произвольное катание | 8 мес. | 5,75–10,25 мес. |
Вставание | 9 мес. | 6–11 мес. |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес. | 6,5–12,5 мес. |
Стояние самостоятельное | 10,5 мес. | 8–13 мес. |
Ходьба самостоятельная | 11,75 мес. | 9–14 мес. |
6. Ориентировочный рефлекс возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышки света, звук), выражается во вздрагивании ребенка с последующим его «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источника света и звука. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители.