Особенности рефлексов

Для новорожденного ребенка характерны богатый набор различных рефлексов, генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются, во-первых, недостаточностью контроля над ними со стороны головного мозга, во-вторых, относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной более выраженной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения и наличия электрических синапсов между нейронами ЦНС.

С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны сужаются. Так, в возрасте 1–5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; в 6–10 дней – губы и кожа вокруг рта; в 15 дней – только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности коры большого мозга, на нижележащие центры.

Основные рефлексы новорожденного целесообразно разделить на шесть групп.

1. Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Так, если вложить ребенку в рот соску, он начинает совершать активные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни.

2. Защитные: мигательный рефлекс возникает при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз; в ответ на болевое раздражение появляется рефлекс отдергивания конечности.

3. Зрачковый рефлекс – уменьшение диаметра зрачка при освещении.

4. Двигательные:

- хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) – схватывание и прочное удерживание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при прикосновении им к ладони; исчезает на 2–4 месяце;

- рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Для вызова рефлекса ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня. Рефлекс можно вызвать при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме его из положения на спине; исчезает после 4-го месяца жизни;

- подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (иногда веерообразное расхождение) остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам; исчезает после первого года жизни;

- коленный рефлекс – сгибание (у взрослых – разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы ниже надколенника. Сгибание у новорожденных связано с преобладанием у них тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м месяце жизни;

- хоботковый рефлекс – выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании по коже вокруг рта на уровне десен; исчезает к концу первого полугода жизни;

- поисковый рефлекс (поиск груди матери) – опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя при поглаживании кожи в области угла рта. Рефлекс ярче выражен у голодного ребенка; исчезает к концу 1-го года жизни;

- рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки; рефлекс исчезает к 4-м месяцам.

5. Тонические:

- лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве у ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей;

- рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это не удается сделать; исчезает после 4-го месяца.

Интеграция всех двигательных реакций у новорожденного ребенка реализуется на уровне таламо-паллидарныx структур (табл. 15).

Таблица 15

Двигательная активность ребенка грудного возраста

Движение и умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3–8 нед.
Гуление 7 нед. 4–11 нед.
Держание головки 3 мес. 2–4 мес.
Направленные движения ручек 4 мес. 2,5–5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5–6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8–8 мес.
Ползание 7 мес. 5–9 мес.
Произвольное катание 8 мес. 5,75–10,25 мес.
Вставание 9 мес. 6–11 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5–12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8–13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,75 мес. 9–14 мес.

 

6. Ориентировочный рефлекс возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышки света, звук), выражается во вздрагивании ребенка с последующим его «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источника света и звука. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: