Рекомендуемая литература

Основная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1977. – 175 с.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений за поведением девочки Лены (7 лет).

Наблюдатель 1 Наблюдатель 2
1 Руководительница позвала детей есть кашу. Нина зовет: «Лена, иди на свое место».
15 Лена медленно встала. Молча приняла кружку, помешала ложечкой чай. Лена идет не сразу. Краткий разговор с дежурной, неслышный из-за шума. Что-то говорит Вите.
21 Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: «Хлеба». Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подошла к воспитательнице, попросила хлеба.
22 Еще несколько детских голосов попросили хлеба, и руководительница обратила внимание на форму просьбы: «Как надо сказать?». «Дайте, пожалуйста, хлеба», - сказала Лена. Когда воспитательница подошла ближе, Лена обратилась к ней с просьбой: «Дайте, пожалуйста, хлеба».
24 Громка произнесла: «Спасибо». Лена, подойдя к воспитательнице, вполголоса говорит: «Спасибо».

 

· Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей.

· Объясните причины различий и противоречий в записи одних и тех же актов поведения разными наблюдателями.

· Какими способами можно избежать искажения в записях наблюдаемых фактов [27: с. 43-44]?

3. Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки Тони (1 год 7 месяцев).

    Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезно. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

    Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

· Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

· При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений  [27: с. 44-45]?

5.Проанализируйте исследование, цель которого формирование у дошкольников сенсорной способности к рисованию. Как один из компонентов этой способности формировалась регуляция рисовальных движений руки. Наряду с методом формирующего эксперимента бы использован метод изучения «продуктов деятельности»: в соответствии с этапами формирующего эксперимента предусматривались контрольные рисунки, по которым изучался эффект развития способности к регуляции рисовальных движений.  

Студенту предлагается рисунок и ставится задача прокомментировать его.

Комментарий к рисунку Димы С. (5-й год) по сказке «Боб, соломинка и уголек».

«Дима С. Предложенную для рисования тему принимает с удовольствием, рисует, переживая действия персонажей. Изображения создает осознанно, объясняет, кто где расположен, что делает: «Уголек совсем падает, но хочет удержаться и кричит: «Ай». Изображения хорошо размещает на листе бумаги. Весь лист композиционно выполнен, уравновешен, пустых мест нет. Процесс создания рисунка занимает 15 минут».

Ответьте на вопросы:

· Каким требованиям метода изучения «продуктов деятельности» отвечает описанная ситуация исследования?

· В чем функция комментария к процессу создания «продуктов деятельности», который подлежит изучению?

· Оцените соответствие комментария цели исследования, какой информации недостает в комментарии [27: с. 54]? 

    6.Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. ………………ка – это распознавание и оценка психологических особенностей личности или группы.

 

2. Группа психологических методов, направленных на получение информации о скрытых и неосознаваемых установках и мотивах человека:

А) методы прямого опроса

Б) проективные методы

В) диагностические методы

Г) методы анализа продуктов деятельности

 

3. В психолого-педагогических исследованиях чаще всего проводят:

А) лабораторный эксперимент

Б) естественный эксперимент

В) анализ единичного случая

 

4. Признаком, отличающим метод ……… от других методов, является невмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений.

 

5. При использовании метода А вмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений осуществляется ради создания условий, в которых интересующие исследователя явления и их связи выступили бы в наиболее чистом виде. При этом вмешательство исследователя остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу А, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми. Как называются методы А и С [44: с. 80]?

 

6. Какой из методов исследования лучше применить в предложенных ситуациях [44: с. 80-81]?

1). Возникла задача изучения отношения различных групп людей к педагогической профессии. Другим стремлением исследователя является получение результатов, показывающих привлекательность педагогической профессии для каждого испытуемого. 2). Группа ученых имеет целью разработку анкеты, с помощью которой можно было бы изучить распределение типов отношения рабочих к бригадной форме организации труда в цеху. Однако анкету составить невозможно до тех пор, пока эти типы отношения не будут выявлены каким-то другим методом. 3). Перед студентом, выполняющим курсовую работу по психологии, сформулирована задача – установить зависит успеваемость школьников от продуктивности запоминания ими информации. 4). Педагог разработал новую методику преподавания темы. Возникла задача проверки эффективности нового способа изучения материала. 5). Исследователь разрабатывает метод определения предрасположенности абитуриентов к педагогической профессии, который был бы применим в массовых условиях и допускал количественную обработку результатов. 6). Студент, занимающийся профессиональным самовоспитанием, принял решение изучить уровень собственного волевого развития. A. Констатирующий лабораторный эксперимент B. Анкетирование C. Самонаблюдение D. Метод тестов E. Метод беседы F. Естественный формирующий эксперимент

 

7. Как называется склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным:

А) эффект плацебо

Б) проекция

В) ошибка центральной тенденции

Г) ошибка контраста

 

8. Как называется источник недостоверности результатов в эксперименте, означающий конкретные события, происходящие в период меж­ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей­ствия:

А) эффект «истории»

Б) естественное развитие

В) эффект социальной фасилитации

Г) ошибка корреляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: