Происхождение психики – это результат длительного эволюционного процесса живой материи, в ходе которого живые существа приобрели способность субъективно отражать окружающий мир, т.е. получать информацию о нем и на основе нее избирательно реагировать на изменения или воздействия внешней среды. Предтечей появления простых форм психического является раздражимость – способность живых существ реагировать на биологически значимый раздражитель или несущий угрозу целостности организма. Данная особенность характерна для простейших одноклеточных существ. Одноклеточный организм реагирует ни изменения среды тропизмами – вынужденными движениями и почти полностью зависит от условий среды. А.Н. Леонтьев считает признаком появления простейшей психики у живого существа ощущение, или чувствительность – способность реагировать на биологически нейтральный раздражитель. Ответные двигательные реакции на действующий раздражитель, свойственные свободно передвигающимся организмам называют таксисами.
Дальнейшее эволюционное усложнение психики напрямую связано с совершенствованием органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитием нервной системы. Развитие органов чувств определялось спецификой того или иного вида раздражителя, например, зрительный рецептор приспосабливался к восприятию солнечного света и т.д.
По мере своего эволюционного развития живые существа становятся все меньше зависимыми от изменяющейся среды и становятся способными к сложным комплексам реагирования на изменения и воздействия окружающей среды, т.е. к поведению.
В соответствии с теорией развития психики в филогенезе, разработанной А.Н. Леонтьевым и дополненной К.Э. Фабри, выделяются несколько стадий:
1. Стадия элементарной сенсорной психики. На низшем уровне данной стадии возникают примитивные элементы чувствительности на фоне развитой раздражимости (простейшие, многие низшие многоклеточные, живущие в воде). На высшем уровне этой стадии присутствуют ощущения, появляется важный орган манипулирования – челюсти, а также появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Развитая двигательная активность (ползанье, рытье в грунте и т.д.), способность избегать условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей, поведение главным образом обусловлено врожденной программой (кольчатые черви, улитки, некоторые другие беспозвоночные).
2. Стадия перцептивной психики. На низшем уровне стадии наблюдается отражение внешней действительности в форме образом предметов, формирование двигательных навыков, активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение (рыбы и др. низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые). На высшем уровне стадии наблюдаются простые формы мышления как решения ситуативных задач, складывание определенного «образа мира», высокоразвитые инстинктивные формы поведения и способность к научению (высшие позвоночные – птицы и некоторые млекопитающие). Наивысший уровень данной стадии предполагает наличие в практической деятельности ориентировочной (подготовительной) фазы, способность решать одну и ту же задачу разными способами, переносить найденный принцип решения в новые условия, создание и использование примитивных орудий, усмотрение причинно-следственных связей между явлениями (обезьяны, собаки, дельфины и др.)
Существенно психику человека от психики животных отличает наличие сознания. Возникновение сознания, как считают сторонники марксистской теории происхождения человека, связано с орудийной деятельностью человека – с созданием и сохранением орудий труда. Существует гипотеза о том, что усложнение коммуникации в процессе совместной деятельности привело к формированию языка как средства коммуникации и появлению человеческой речи. Язык представляет собой систему комбинируемых по определенным правилам словесных знаков, замещающих объекты действительности и отношения между ними. Данное отношение между словесным знаком и объектом, который он замещает, называется значением. Именно замещение предметной реальности реальностью образно-знаковой определило языковую и диалогическую природу сознания.
Благодаря сознанию, человек приобрел способность репрезентировать мир в форме значений и субъективно разделять действительность и свой образ действительности.
Сознание – это психическое отражение действительности в форме значений и смыслов, позволяющее субъекту разделять объективный мир и субъективный образ мира, и на основе этого регулировать свое поведение.
Сознание всегда активно и интенционально, т.е. направлено на объект.
Функции сознания:
1) Сигнификативная – наделение действительности значениями и смыслами;
2) Когнитивная – 1) оценка истинности полученной информации (верификация); 2) структурирование информации в форме знания (построение образа мира); 3) оценка сознанием самого себя (рефлексия);
3) Коммуникативная – обеспечение общения вербальными средствами (системой языковых значений) и возможностью сопереживания;
4) Регулятивная – управление поведением на основе системы знаний, усвоенных норм, ценностей, убеждений и целей.
Основные признаки сознательного действия:
- активный и преобразующий характер;
- целенаправленность;
- планомерность;
- прогнозирование последствий действия
- самоконтроль – волевая регуляция.
Структура сознания (по В.П. Зинченко) включает в себя три слоя:
4. Духовный слой сознания складывается в пространстве между Я-Ты, Я-Другой.
5. Бытийный слой сознания. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа.
6. Рефлексивный слой сознания. Его образующими являются значение и смысл.
Выделяют следующие классы бессознательных явлений психики:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
А) неосознаваемые автоматизмы
· Автоматические действия – врожденные или онтогенетически рано приобретенные акты (сосательные движения, мигание, ходьба и др.)
· Автоматизированные действия – навыки, вырабатываемые в результате тренировки и позволяющие выполнять действие быстро и точно, а также освободить сознание для освоения более сложного действия
Б) явления неосознаваемой установки – готовности к совершению определенного действия или реакции в типичных ситуациях.
В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – те психические механизмы, которые реализуют движения, напрямую не связанные с сознательным действием (напр., щелканье авторучкой от излишнего волнения и др.)
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий – импульсы и влечения человека.
3. «Надсознательные» процессы – процессы, которым предшествует определенная (часто упорная) сознательная работа, и приводящие к неожиданному для сознания субъекта новому результату – решению задачи, новому взгляду на вещи, откровению и т.п. Проявляются чаще всего в творческом или духовном состоянии.