Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü этапы развития психики в филогенезе: стадию сенсорной психики и стадию перцептивной психики и соответствующие им особенности поведения живых существ;

ü как соотносятся понятия «душа», «сознание», «психика»;

ü функции сознания и признаки сознательного действия;

ü структуру сознания: чувственное содержание, биодинамическое содержание, значение, смысл.

Уметь:

ü различать сознательное действие от неосознанного.

Владеть:

ü классификацией бессознательных явлений: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 3. Понятие о психике и ее эволюции, Главу 4. Происхождение и развитие сознания человека (с. 70-121) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015), Главу 3. Биологические основы психики (3.1, с. 57-62), Главу 5. Структура психики (5.3, с. 93-96) учебника «Психология» под ред. В.Н. Дружинина (2009).

3. Составьте таблицу, отражающую этапы развития психики в филогенезе.

4. Соотнесите понятия «душа», «сознание», «психика».

5. Определите функции сознания и сформулируйте признаки любого сознательного действия.

6. Составьте таблицу, отражающую структуру сознания: духовный слой, бытийный слой, рефлексивный слой (по В.П. Зинченко).

7. Напишите, в чем различие между пониманием сознания в концепции З. Фрейда и современным научным пониманием.

8. Ответьте на вопрос, что такое «надсознательные» процессы и как они проявляются.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите сочинение на тему «Каким я вижу свое будущее?» и осуществите его анализ, ответив на вопрос, в каких значениях и категориях лично вы формулируете свой образ будущего. Для этого определите все оценочные суждения и оценочные понятия, которые вы используете, выпишите их, подсчитайте частоту встречаемости и обобщите в группы. Так же выявите собственные жизненные смыслы. В данном случае на смыслы указывают те желаемые и субъективно значимые для вас компоненты образа будущего – они показывают то, ради чего вы живете и действуете в настоящем. На основе проведенной работы сделайте вывод относительно вашей персональной системы значений и смыслов.

2. О каких «элементах» сознания говорится в данных текстах и в каком отношении друг к другу они находятся [40: с. 34-35]?

а) «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание … Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственно предметное отношение» [18: с. 633].

б) «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [19: с. 29].

3. Какое из рассуждений можно считать правильным и почему?

а) «Для дантиста моя зубная боль – факт, существующий объективно, следовательно, он относится к материальной сфере действительности» [12: с. 154].

б) «Не всякий объект исследования есть объективная реальность. Из того, что боль, восприятие или мысль становится объектом исследования, не вытекает, что они превращаются в объективную реальность. Они остаются явлениями субъективной реальности» [12: с. 154].

3. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор:

· развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

· уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации;

· каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации;

· развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

· у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

· врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных;

· общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

· основу всех без исключений форм поведения животных составляют инстинкты [34: с.60-61].

Темы рефератов

1. Стадии развития психики в филогенезе.

2. Возникновение и развитие сознания.

3. Функции сознания.

4. Структура сознания по В.П. Зинченко.

5. Индивидуальное и общественное сознание.

6. Сознательное и бессознательное в психики и поведении человека.

7. Духовный слой сознания.

8. Рефлексивный слой сознания.

9. Развитие сознания в онтогенезе.

10. Измененные состояния сознания.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М.: ИП РАН, 2010. – 272 с.

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - 2-е изд. - М.: Черо, Юрайт, 2008. - 352 с.

5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. – 592с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

8. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Прокомментируйте приведенные точки зрения. К автору какой из них вы готовы присоединиться и почему?

а) Г.И. Челпанов писал, что сознание, душа – это артист, который управляет интсрументом, т.е. мозгом, но как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг.

б) Э. Юлина считала, что в отношении сознание-мозг активна роль принадлежит самости, а не мозгу… Человеческая самость – это активный программист мозга (если мозг сравнить с компьютером) или «пилот самолета». Как пилот, она в одно и тоже время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее [34: с. 66].

3. Проанализируйте приведенный фрагмент из статьи Дж. Рея «Основания для сомнения в существовании сознания». Согласны ли вы с автором или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать в компьютерных системах?

«…Компьютеры представляют способности иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный во вне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела, - и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни (отличной от сознания), которых, безусловно, в настоящее время нет у машины, - это способность к «индукции», или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира» [34: с. 72-73].

4. Выполнение и обсуждение результатов Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев) (Приложение 3).

5. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Группа психических процессов, к которой относят явление установки:

А) сознательные процессы

Б) «надсознательные» процессы

В) бессознательные процессы

Г) все ответы неверны

2. Вынужденные движения примитивных живых существ как ответ на раздражение:

А) тропизмы

Б) таксисы

В) поведение

Г) действия

 

3. Что существенно повлияло на происхождение сознания в филогенезе:

А) появление и развитие языка

Б) появление коллективных ритуальных действий

В) поиск новых способов добывания пищи

Г) естественный рост человеческой популяции

 

4. Сигнификация – это:

А) процесс освоения человеком социокультурного опыта прежних поколений

Б) психический процесс наделения объектов действительности значениями

В) психический процесс оценки истинности получаемой человеком информации

Г) процесс воздействия на поведение другого человека при помощи второй сигнальной системы

 

5. Согласно концепции развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев – К.Э. Фабри), психическое отражение внешней действительности в форме образов предметов появляется у живых существ на:

А) высшей стадии сенсорной психики

Б) высшей стации перцептивной психики

В) низшей стадии сенсорной психики

Г) низшей стадии перцептивной психики

 

6. Элементарные формы мышления свойственны:

А) высшим позвоночным (птицы, некоторые млекопитающие и др.)

Б) высшим беспозвоночным (членистоногие, головоногие моллюски и др.)

В) низшим позвоночным (рыбы и др.)

Г) высшим (брюхоногие моллюски, кольчатые черви)

 

7. Выберите ту психическую функцию, которая встречается у человека и животных:

А) речь

Б) наглядно-действенное мышление

В) произвольное внимание

Г) произвольная память

 

8. Способность живых существ реагировать на биологически нейтральный раздражитель называют:

А) реактивностью

Б) раздражимостью

В) перцепцией

Г) чувствительностью

 

9. Выберите правильный признак сознательного действия:

А) реактивность

Б) автоматизированность

В) целенаправленность

Г) образность

 

10. Признаком наличия психики у живого существа является:

А) чувствительность

Б) реактивность

В) раздражимость

Г) тропизмы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: