Информационный материал

В отечественной психологии большая роль в развитии психики отводится деятельности. Деятельностный подход (принцип деятельностного опосредования) является одним из основных методологических принципов психологии. Под деятельностью понимается проявление человеческой активности, направленное на достижение какой-то сознательно поставленной цели. С психологической точки зрения любая конкретная деятельность имеет определенную психологическую структуру. Важнейшими компонентами такой структуры являются следующие:

· Цель (это то, ради чего действует человек.) Это тот мысленный результат, к которому человек стремится, выполняя данную деятельность.

· Мотивы деятельности. Под мотивами понимается то, что побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели.

· Отдельные действия (вся деятельность состоит из «кирпичиков – из отдельных действий»).

Под действием понимаются те приемы, способы с помощью которых человек достигает цель, осуществляя собственную деятельность.

Человек в своей жизни может заниматься самыми различными видами деятельности. Их можно классифицировать по разным основаниям. Если брать за основу классификации результат, то все виды деятельности можно разделить на 3 вида.

1. Трудовая деятельность – исторически первичный вид деятельности человека, отличается от других тем, что она всегда направлена на создание каких-либо материальных ценностей или культурных, духовных.

2. Второй вид деятельности – учебная деятельность. Учебная деятельность имеет цель – усвоение, овладение суммой знаний, выработку умений, навыков, которые потребуются для выполнения какой-то конкретной трудовой деятельности.

3. Третий вид – игровая деятельность. Очень специфический вид человеческой деятельности – характерен для детей. Что собой эта деятельность представляет психологически? Игровая деятельность отличается от трудовой и учебной. Цель этой деятельности заключается не в достижении результатов, а лежит в самом процессе игры. Цель и мотивы игровой деятельности лежат в процессе игры. В игре ребёнок воспроизводит отношения, существующие в мире взрослых, подражая деятельности взрослых. Игра имеет исключительно важное значение в психологическом развитии ребёнка.

К основным объяснительным принципам психологии относят: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, принцип деятельностного подхода (деятельностного опосредования) и др.

Остановимся на характеристике деятельностного подхода, как объяснительного принципа в психологии. Согласно этому принципу, между психикой с одной стороны и деятельностью с другой, существует тесная связь, неразрывное единство, взаимосвязь и взаимообусловленность. В чем эта связь проявляется? Во-первых, в том, что в деятельности человека его психика раскрывается, проявляется, находит своё выражение. Изучая специфику человеческой деятельности, мы можем судить о психических особенностях человека. Используя метод изучения продуктов деятельности, мы косвенно познаем психику человека. Во-вторых, психика человека не только проявляется, но и непосредственно формируется и развивается в деятельности. Выполняя какую-либо деятельность, человек развивает психические свойства. Вне деятельности развитие и формирование психики невозможно.

Например, у человека имеются музыкальные задатки. Они разовьются, если человек будет заниматься музыкальной деятельностью, и не разовьются, если человек не будет заниматься. В рамках научной школы С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, а в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников раскрыта роль и единство деятельности, сознания, личности. В целом, в деятельном подходе постулируется прежде всего следующее положение: деятельность выступает движущей силой развития психики.

Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, о деятельности, как об объяснительном принципе, говорят в том случае, если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности. Так можно вести речь о деятельности восприятия, деятельности мышления. Можно рассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы, действия и операции и т.д.

Навыки как важнейшие компоненты деятельности, процесс формирования навыка. Любая деятельность человека слагается в принципе из двух видов действий. Один вид действий требует от человека определенного контроля за их выполнением, постоянной направленности внимания. Второй вид действий может протекать без контроля сознания.

Действия, протекающие автоматически и не требующие контроля сознания, называют навыками. Навыки – это действия, упрочившиеся, благодаря упражнению, и автоматизированные по способу протекания. В психологии выделяют три группы навыков:

– двигательные навыки – навыки в труде, спортивные навыки и т.д.;

– сенсорные навыки или навыки восприятия;

– интеллектуальные навыки.

Навыки играют исключительно важную роль в жизни человека.

Никакая деятельность невозможна без навыков. Овладевая навыками человек имеет возможность: увеличить быстроту (или скорость) соответствующей деятельности; повысить качество выполняемой деятельности; сохранять высокую работоспособность; освободить сознание для приобретения нового опыта.

Навыки формируются в ходе упражнений. Под упражнением понимается процесс повторного или многократного выполнения действия с целью усовершенствования его выполнения. В ходе упражнения формирование навыка проходит в три основных этапа:

– аналитический этап – характерно, что не только действие в целом, но и отдельные ее компоненты выполняются под контролем сознания;

– синтетический этап – отдельные компоненты действия начинают объединяться, синтезироваться, начинают протекать автоматически; – этап полной автоматизацией действия – действие в целом начинает протекать автоматически. Навык окончательно сформировался.

В ряду условий, соблюдение которых способствует успешному формированию навыков называют: осознание задачи и цели упражнения; знание результатов действий и понимание ошибок, допускаемых в ходе упражнения; правильное распределение темпа выполняемых действий в ходе упражнения.

Во взаимодействии навыков различают две формы: перенос и интерференцию. Перенос – такое взаимодействие навыков, при котором один навык или их группа положительно влияет на вновь формирующиеся навыки.

Интерференция – форма взаимодействия навыков, при которой система ранее выработанных навыков отрицательно влияет на вновь приобретаемые навыки. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: