Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü  категорию «деятельность»;

ü структуру деятельности;

ü виды деятельности;

ü виды навыков;

ü условия  формирования навыков;

ü формы взаимодействия навыков.

Уметь:

ü объяснять суть принципа единства деятельности и сознания;

ü раскрывать суть механизма смены видов деятельности в жизни человека;

ü формулировать положение о влиянии деятельности на психическое развитие человека;

ü называть и приводить примеры условий успешного формирования навыков;

ü объяснять место и роль эмоций и чувств в деятельности человека.

Владеть:

ü навыками описания педагогической действительности, практики обучения и воспитания ребенка в категориях деятельностного подхода.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте Лекцию 12. Особенности строения человеческой деятельности (С. 82-90) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии», статью «К теории развития психики ребенка» (с. 509-537) в работе А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики».

3. Прочтите лекционный материал, подчеркните в нем основные категории, постарайтесь запомнить и понять их суть.

4. На основе прочитанного материала составьте развернутый план по теме «Деятельность».

5. Подготовьтесь к тестированию по теме «Деятельность». 

Практические задания для самостоятельной работы

1. В художественной литературе найдите описание различных видов деятельности – детей и взрослых.

2. Проанализируйте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

«Самый большой азарт написан на лице Гриши. …Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. …Страх, сто он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми, …тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснее, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. …У него ни корыстолюбия, на самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре, ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей… К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!» [34: с. 82].

3. Проанализируйте приведенные тексты. Определите, во всех ли случаях речь идет о трудовой деятельности. Выделите психологические признаки труда как особого вида человеческой деятельности.

    А) Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собой. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и то же вопрос: «Что вы делаете?» Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будто не неладен! Вон какие мозоли на руках набил!» второй сказал добродушно: «Как это – что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам». А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал: «Я строю Шартрский собор!»

    Б) Тракторист И., приехавший из города на некоторе время для помощи совхозу, получил задание вспахать под пар определенную площадь поля. Получив разъяснения бригадира, он приступил к работе. Но с одной стороны вспахиваемого участка стоят ряды копен необмолоченной пшеницы (из-за производственной необходимости звено присланных в совхоз людей работало целый день над подборкой и копнением поваленного хлеба). Копны мешают трактористу пахать.

    Тракторист И., немного подумав, примотал к концу палки тряпку, смочил ее дизельным топливом, зажег и этим факелом поджег первый ряд копен. Подождав, «перекурив», пока хлеб сгорит, И. продолжает вспашку. Затем подобным же образом сжигает второй ряд копен и т.д. план вспашки он выполнил на 108%.

    Когда звеньевой копнильщиков Е., узнав о происшедшем, спросил И., как же это смог додуматься спалить хлеб, И. спокойно и с сознанием своей полной правоты ответил: «У меня же производственное задание! Улавливаешь? План! Если я не буду пахать, то я заработаю? Разговаривай с бригадиром!» [34: с. 85].

4. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Имеет ли теория деятельности принципиальное значение для педагогической практики?». Подберите аргументы в пользу своей позиции и запишите их в тетрадь.

Темы рефератов

1. Виды деятельности человека.

2. Специфика человеческой деятельности.

3. Психические процессы как формы деятельности.

4. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

5. Привычки их и роль в осуществлении деятельности.

6. Деятельностный подход как объективный принцип психологии.

7. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

8. Процессы формирования навыков.

9. Мотивы деятельности.

10. Навыки как важнейшие компоненты деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: