Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Черо, Юрайт, 2008. – 352 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Деятельность».

2. Ниже приведен список разнообразных видов деятельности. Опишите каждую из них с помощью перечня различений между формами и видами деятельности, предложенного В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым.  Деятельность бывает: материальная и духовная; внешняя и внутренняя; непосредственная и опосредованная; произвольная и непроизвольная; творческая и репродуктивная; сознательная и бессознательная; индивидуальная и коллективная. Имеются различения и другого вида: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная и т.д. Деятельность разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая умственная или мыслительная). Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата.

Пловец ставит мировой рекорд; ученый делает открытие; пастор читает проповедь пастве; школьник решает задачу в уме; политический деятель пишет мемуары; шестилетка учится писать; модельер создает новый стиль в одежде; изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы; хозяйка переставляет мебель в квартире; рабочий вытачивает детали на станке; старушка завязывает узелок на память; первобытные люди охотятся на мамонта; стареющая примадонна играет Джульетту; художник пишет на ленэре; дачник копает участок; учащийся Строгановки копирует «Утро стрелецкой казни»; печник складывает камин; монахиня замаливает грехи; ребенок ходит во сне; японец сочиняет хайку; таксист везет провинциала с вокзала; подростки танцуют на дискотеке; оппозиция проводит демонстрацию; японец создает икебану; преступник грабит банк; студент сдает экзамен; летчик сажает самолет в аварийной ситуации [34: с. 83-84].

3. Прочитайте фрагменты текста. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н. Леонтьева или С.Л. Рубинштейна) придерживаются авторы. По каким признаком вы это определили?

· Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.

· В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности [34: с. 8].

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Сдвиг мотива на цель – это реализация 

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

2. В деятельности сознание зарождается, формируется и реализуется — это реализация

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

3. В деятельности развиваются, прежде всего, те психические процессы, от уровня развития которых зависит успех деятельности, – это реализация

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

4. Процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом – его предмет, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом, получили название

А) активность

Б) поведение

В) деятельность

Г) действие

 

5. Извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, – это

А) активность

Б) поведение

В) деятельность

Г) действие

 

6. Основная единица деятельности – это

А) психофизиологическая функция

Б) действие

В) операция

Г) мотив

Д) потребность

 

7. Установите соответствие понятий с вариантами ответов:

1. Цель 2. Операция 3. Задача   4. Психофизиологические функции   А) цель, данная в определенных условиях Б) образ желаемого результата В) способ выполнение действия Г) психические процессы

 

8. Установите соответствие понятий с вариантами ответов

1. Потребности 2. Опредмечивание потребности 3. Мотив   А) состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования Б) процесс «узнавания» потребностью своего предмета В) предмет потребности

 

9. Что не является этапами формирования навыка:

А) этап замысла

Б) этап проб и ошибок

В) аналитический этап

Г) синтетический этап

Д) этап полной автоматизацией действия

 

10. Установите соответствие между понятиями и вариантами ответов

1. Перенос 2. Интерференция   А) отрицательное влияние ранее образованных навыков на вновь формируемые Б) положительное влияния ранее образованных навыков на вновь формируемые навыки

Тема 5. Ощущение

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика

2. Закономерности и свойства ощущений

3. Физиологические основы ощущений

4. Виды ощущений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: