Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение понятия «ощущение»; 

ü различные подходы к классификации ощущений и называть соответствующие им виды ощущений; 

ü закономерности ощущений;   

ü свойства ощущений.

Уметь:

ü раскрывать суть основных понятий темы: «рефлекторная дуга», «орган чувств», «рецептор, «афферентный нерв», «эфферентный нерв», «латентный период», «анализатор, «центральная часть анализатора – ядро и периферические элементы;

ü называть свойства ощущений, раскрывать их суть и приводить примеры;

ü описывать физиологические основы ощущения; 

ü приводить примеры проявления закономерностей ощущений.

Владеть:

ü классификацией видов ощущений и их основных закономерностей.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте Лекцию 16. «Ощущения и реальность. Органы чувств» (с. 117-127) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 11. Сенсорно-перцептивные процессы (11.1, 11.2, с. 166-176) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 4. Ощущения (с. 117-136) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Восстановите в памяти содержание лекции по теме «Ощущения». Составьте ее развернутый план.

4. Отметьте моменты в изучаемом материале, которые вам были уже знакомы, о которых вы читали или слышали ранее.

5. Что в прочитанном материале оказалось для вас новым? Отметьте 3-4 позиции.

6. Подготовьтесь к дискуссии по вопросам темы, выделив в прочитанном материалы основные мысли.

 

Практические задания для самостоятельной работы

1. Выполните упражнение на изучение  особенностей ощущений.

Инструкция: положите на стол несколько предметов, накройте их непрозрачной тканью.

Ход эксперимента: определите на ощупь через ткань каждый из этих предметов. Охарактеризуйте их, занесите информацию в протокол (материал из которого изготовлен предмет, форма предмета, размер и другие свойства; идентификация). (В качестве предметов могут использоваться мел, резинка, вата, скрепка, ключ, кольцо и др.)

Примечание: упражнение будет более достоверным, если предметы для опознания будут подобраны другим человеком.

2. Проанализируйте фрагмент из рассказа Дж. Филдинга и определите, о каком явлении идет речь. Объясните его природу, приведите сходные примеры.

- «Гончие ада», левый зал, - сообщила она. – Сеанс начался десять минут назад.

…(Джесси) отворила дверь в первый зал и сразу окунулась в полную темному. Видно, действие на экране происходило темной ночью. Она ничего не видела.

    Джесс немного подождала, пока ее глаза освоятся, удивилась. Что еле различала зрительный зал даже после того, как экран ярко засветился. Она медленно пошла по проходу, всматриваясь в ряды зрителей, ища место.

    Сначала ей показалось, что свободных мест нет. Ясное дело, подумала Джесс, она продала мне билет на кинофильм, на который все билеты уже проданы. Но тут она увидела единственное место в середине четвертого ряда [34: с. 329].

3. Какие возрастные особенности цветоощущений и восприятия описаны в текстах:

· Во двор прилетели голуби синего и белого цвета. Посмотрел на нах мальчик Митя и говорит: «Синицы должны быть синими. А белые бывают курицы. А голуби должны быть голубыми! Это – неправильные голуби!

· Вале дали зеленого медведя и спросили: «Кто это?» Валя ответила: «Медведь». «А как ты определила, что это медведь?» «Потому что у него голова большая, лапы круглые и косолапые, сам он большой и лохматый» [1: с. 83].

4. Подготовьтесь к тестированию по теме «Ощущение».

Темы рефератов

1. Роль и виды чувствительности (ощущение) у человека.

2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

3. Факторы, влияющие на формирование сенсорного образа.

4. Роль ощущения в познании.

5. Закономерности ощущений.

6. Пороги ощущений.

7. Связь ощущения с другими процессами.

8. Значение ощущений в жизни человека.

9. Синестезия как свойство ощущения.

10. Сенсорная организация человека.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 

4. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме: «Ощущения».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач по изучению особенностей сенсорной сферы человека.

А) Цель упражнения: развитие способности ощущать

Ход исследования: испытуемому завязывают глаза. В этом положении предлагают ощупать ткань одежды членов группы, при этом ему сообщают фамилию владельца одежды. Так осуществляется опознание всех хозяев вещей. По завершению первого этапа испытуемому развязывают глаза, и он должен рассмотреть внешний вид одежды на ее владельцах. После небольшого отдыха студенту вновь надевают повязку на глаза,  к нему в произвольной последовательности подходят члены группы. Ощупывая ткань их одежды, испытуемый должен сказать, кто перед ним.

Обсуждение полученных результатов предполагает ответы на вопросы: Какие ощущения возникли у участников в процессе выполнения упражнения? Какие особенности сенсорной сферы проявились в этом упражнении [31: с. 5]?

Б) Цель упражнения: развитие осязания.

Ход исследования: возьмите два одинаковы спичечных коробка. Пронумеруйте их. Внимательно изучите каждый из них и осязательно и зрительно. Найдите и запомните осязательное своеобразие каждого коробка. Если будете внимательны, то обязательно найдете различия между ними. Установите связь между номером коробка и ощущениями от него. Отвернитесь, перемешайте коробки, закройте глаза и на ощупь определите номера коробков [31: с. 4].

3. О каком феномене сферы ощущений идет речь в следующих примерах:

· Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные – черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный.

· А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос».

· В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86 писала: «У нее – красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов…»

· А.Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимавшего все голоса людей как окрашенные и нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебряный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. Ясно, что красный… А вот Fis – синий, это совершенно очевидно… Это мне так же ясно, как то, что вот вы стоите и я стою». И еще: «Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуки, а тональности. Вот у меня в «Прометее» в начале – тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis – поэтому тут должны быть цвета розовый и синий» [34: с. 336].

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Какие характеристики имеют отношение к определению категории «ощущения»?

А) всегда сознательный процесс

Б) непосредственное воздействие на органы чувств

В) отражение отдельных свойств и качеств

Г) познавательный процесс

 

2. Ощущение – это…

А) процесс отражения предметов в совокупности их свойств и частей

б) отражение отдельных свойств предмета

в) своеобразие склада психической деятельности

г) психический процесс по созданию новых образов

3. Анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела и во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды, – это

А) орган чувств

Б) рецептор

В) анализатор

Г) центральная часть анализатора

 

4. Морфологическая и функциональная структура, включающая рецептор, проводящие нервы, участки в коре головного мозга, - это:

А) орган чувств

Б) рецептор

В) анализатор

Г) центральная часть анализатора

 

5. Контактную и дистантную чувствительность различают по: 

А) наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названию рецептора, который дает ощущение данного качества;

В) расположению рецепторов

Г) временивозникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

 

6. Экстероцепция, проприоцепция, интроцепция – ощущения, которые получили свое название по поводу 

А) наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названия рецептора, который дает ощущение определенного качества;

В) расположения рецепторов

Г) времени возникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

 

7. Новую и древнюю чувствительность различают по:

А) наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение

Б) названию рецептора, который дает ощущение данного качества;

В) расположению рецепторов

Г) времени возникновения ощущений в ходе эволюции животного мира

        

8. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений – это

А) адаптация

Б) взаимодействие ощущений

В) сенсибилизация

Г) контраст ощущений

Д) синестезия

 

9. Что не является свойством ощущения?

А) качество

Б) субмодальность

В) продолжительность

Г) пространственная локализация

Д) абсолютный порог

 

Тема 6. Восприятие

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика восприятия

2. Физиологические основы восприятия

3. Свойства и виды восприятия

4. Связь восприятия с другими процессами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: