Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с. 

6. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Восприятие».

2. Выполнение упражнения и обсуждение результатов исследовательской задачи по изучению свойств восприятия.  

Цель упражнения: развитие точности восприятия времени.

Инструкция: обучаемым дается задание определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандаша по столу руководителя занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (45, 9, 17, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только ведущий. Результаты оценивания заносятся в таблицу.

Номер серии Продолжительность временных отрезков по оценке обучаемых (В) Настоящая продолжительность временных отрезков (А) Разность в оценке временных отрезков (С=В-А)
       

Упражнение можно усложнять за счет звуковых или световых помех. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио или магнитофона, миганием света и др.

Обсуждение проведенного исследования проводится по вопросам: Удалось ли правильно определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандашом по столу? Какие трудности вы испытывали? Что помогало правильно определить временные интервалы [26: с. 20]?

3.Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах из произведений У. Джемса? В каких из них это явление имеет устойчивый, а в каких – временный характер? Почему?

А) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного – лошади.

Б) Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик без колебаний назвал «дурные ножницы».

В) Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.

Г) Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружение для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля – обыденные явления, не вызывающие никаких идей.

Д) Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожилая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели Вы это сделали рукой?» [34: с. 354].

Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Восприятие – это процесс отражения

А) опосредованный

Б) непосредственный

В) отдельных свойств и частей

 

2. Восприятие – это

А) сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение

Б) это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе

В) отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств

Г) процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств

 

3. Свойство восприятия, состоящее в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру, – это 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

4. Образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений – это свойство восприятия, названное 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

5. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека от особенностей его личности – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

7. Свойство восприятия, которое говорит о том, что воспринимаемые нами отдельные ощущения выстраиваются в определенные отношения друг к другу, создавая образ предмета или явления, – это 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

8. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

9. Свойство, благодаря которому, тому, что воспринимается, человек всегда склонен придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

10. Иллюзии восприятия – это

А) ошибки восприятия

Б)зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности

В) склонность человека придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта

 

Тема 7. Внимание

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика внимания. Функции внимания.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания и их физиологическая основа.

4. Индивидуальные особенности внимания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: