Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение понятия «восприятие»;

ü свойства и виды восприятия.

Уметь:

ü называть свойства восприятия, раскрывать их суть и приводить примеры;

ü описывать физиологические основы восприятия.

Владеть:

ü опытом выявления общих закономерностей функционирования и индивидуальных различий перцептивной сферы человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Лекцию 15. «Общее представление о восприятии» (с. 107-117) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 11. Сенсорно-перцептивные процессы (11.3, 11.4, с. 176-188) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 5. Восприятие (с. 137-163) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Восстановите в памяти содержание лекции по теме «Восприятие». Составьте развернутый план прочитанного.

4. Назовите моменты в изучаемом материале, которые вам были уже знакомы, о которых вы читали или слышали ранее.

5. Что в прочитанном материале оказалось для вас новым? Назовите 3-4 позиции.

6. Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материалы спорные моменты.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Проведите эксперимент «Роль движений в осязании» с группой ваших сокурсников, который убеждает, что при восприятии, в процессе активного взаимодействия органа чувств с объектом, возникает перцептивная модель этого объекта.

Инструкция: Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, круг, звездочку, пирамиду.

Ход выполнения эксперимента: Испытуемому завязывают глаза. Экспериментатор осторожно кладет фигурки одну за другой сначала на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь испытуемого и спрашивает: «Что вы ощущаете?».

    Когда фигурка лежит на предплечье, испытуемые отвечают: «Чувствую, что что-то лежит, но что именно, не знаю». Когда фигурка лежит на поверхности ладони (здесь надо быть начеку: испытуемый обязательно невольно попытается совершить какие-то движения, и это уже само по себе очень важное наблюдение!), ответы становятся более определенными, хотя тоже остаются неправильными: «Что-то вроде круга (на самом деле -- квадрат)». И т.д.

    Наконец, экспериментатор разрешает ощупать фигурки. Можно заметить, как движения пальцев как бы обрисовывают контуры фигурки, как бы снимают с них слепок, модель. В результате – безошибочное узнавание. Почти таким же будет результат, если фигурку двигать на ладони [17: с. 89-90].

2. Прочитайте внимательно тексты А. Толстого (А),
И. Шмелева (Б, В, Г),  и определите какие виды восприятия доминируют в них? Можете ли вы согласится с тем, что у каждого человека есть индивидуально превалирующий вид восприятия?

А) Солнце спускалось в длинную тучку. Оно казалось совсем близким, и пышные лучи его шли прямо в глаза. Края лиловой тучи раскалялись, и тело ее густело. Меняясь из алого в красное, в густое пурпуровое, солнце поднялось, наконец, в небо, раскинуло по нему все свои лучи и медленно кануло. И Багровое, мрачное пламя залило полнеба. Профили домов казались начертанными на закате. Одно за другим засветились в небесной высоте облака, то как острова, то как вознесенные застывшие дымы, и словно разлились между пылающими этими островами чистые реки, зеленые, как морская вода. Солнце из облаков света строило призрак райской земли.

Б) Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный… Серенькая погода, оттепель. Капает за окном – как плачет… Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, на них поливают уксусом. …В тазу шипит, и поднимается кислый пар, - священный.

…От масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, из рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…

В) после обеда трясем грушовку. …Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно-едкий – от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок. Ползают все… Все берут в горсть и нюхают: ааа… грушовка!

Г) …Ледяной Дом-Дворец. …Помню – струящиеся столбы, витые, сверкающие, как бриллианты… ледяного-хрустального Орла над «Домом», блистательного, до ослепления… слепящие льдистые шары, будто на воздухе, льдисто-пылающие вазы, хрустальные решетки по карнизам… окна во льду, фестонами, вольный раскат подъезда… - матово-млечно-льдистое, в хладно-струящемся блеске из хрусталей… стены Дворца, прозрачные, светят хрустальным  блеском, зеленым, и голубым, и розовым… - от где-то сокрытых лампионов… - разве расскажешь это [34: с. 352-353]!

    3. Подготовьтесь к тестированию по теме «Восприятие».


Темы рефератов

1. Восприятие человека человеком.

2. Иллюзии восприятия.

3. Модальности восприятия.

4. Восприятие времени.

5. Восприятие пространства.

6. Восприятие движения.

7. Связь восприятия с другими процессами.

8. Свойства восприятия.

9. Методы изучения восприятия.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: