Студенту необходимо…
Знать и понимать:
ü определение понятия «восприятие»;
ü свойства и виды восприятия.
Уметь:
ü называть свойства восприятия, раскрывать их суть и приводить примеры;
ü описывать физиологические основы восприятия.
Владеть:
ü опытом выявления общих закономерностей функционирования и индивидуальных различий перцептивной сферы человека.
План самостоятельной работы
1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.
2. Законспектируйте Лекцию 15. «Общее представление о восприятии» (с. 107-117) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 11. Сенсорно-перцептивные процессы (11.3, 11.4, с. 176-188) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 5. Восприятие (с. 137-163) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».
3. Восстановите в памяти содержание лекции по теме «Восприятие». Составьте развернутый план прочитанного.
4. Назовите моменты в изучаемом материале, которые вам были уже знакомы, о которых вы читали или слышали ранее.
|
|
5. Что в прочитанном материале оказалось для вас новым? Назовите 3-4 позиции.
6. Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материалы спорные моменты.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Проведите эксперимент «Роль движений в осязании» с группой ваших сокурсников, который убеждает, что при восприятии, в процессе активного взаимодействия органа чувств с объектом, возникает перцептивная модель этого объекта.
Инструкция: Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, круг, звездочку, пирамиду.
Ход выполнения эксперимента: Испытуемому завязывают глаза. Экспериментатор осторожно кладет фигурки одну за другой сначала на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь испытуемого и спрашивает: «Что вы ощущаете?».
Когда фигурка лежит на предплечье, испытуемые отвечают: «Чувствую, что что-то лежит, но что именно, не знаю». Когда фигурка лежит на поверхности ладони (здесь надо быть начеку: испытуемый обязательно невольно попытается совершить какие-то движения, и это уже само по себе очень важное наблюдение!), ответы становятся более определенными, хотя тоже остаются неправильными: «Что-то вроде круга (на самом деле -- квадрат)». И т.д.
Наконец, экспериментатор разрешает ощупать фигурки. Можно заметить, как движения пальцев как бы обрисовывают контуры фигурки, как бы снимают с них слепок, модель. В результате – безошибочное узнавание. Почти таким же будет результат, если фигурку двигать на ладони [17: с. 89-90].
|
|
2. Прочитайте внимательно тексты А. Толстого (А),
И. Шмелева (Б, В, Г), и определите какие виды восприятия доминируют в них? Можете ли вы согласится с тем, что у каждого человека есть индивидуально превалирующий вид восприятия?
А) Солнце спускалось в длинную тучку. Оно казалось совсем близким, и пышные лучи его шли прямо в глаза. Края лиловой тучи раскалялись, и тело ее густело. Меняясь из алого в красное, в густое пурпуровое, солнце поднялось, наконец, в небо, раскинуло по нему все свои лучи и медленно кануло. И Багровое, мрачное пламя залило полнеба. Профили домов казались начертанными на закате. Одно за другим засветились в небесной высоте облака, то как острова, то как вознесенные застывшие дымы, и словно разлились между пылающими этими островами чистые реки, зеленые, как морская вода. Солнце из облаков света строило призрак райской земли.
Б) Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный… Серенькая погода, оттепель. Капает за окном – как плачет… Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, на них поливают уксусом. …В тазу шипит, и поднимается кислый пар, - священный.
…От масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, из рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…
В) после обеда трясем грушовку. …Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно-едкий – от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок. Ползают все… Все берут в горсть и нюхают: ааа… грушовка!
Г) …Ледяной Дом-Дворец. …Помню – струящиеся столбы, витые, сверкающие, как бриллианты… ледяного-хрустального Орла над «Домом», блистательного, до ослепления… слепящие льдистые шары, будто на воздухе, льдисто-пылающие вазы, хрустальные решетки по карнизам… окна во льду, фестонами, вольный раскат подъезда… - матово-млечно-льдистое, в хладно-струящемся блеске из хрусталей… стены Дворца, прозрачные, светят хрустальным блеском, зеленым, и голубым, и розовым… - от где-то сокрытых лампионов… - разве расскажешь это [34: с. 352-353]!
3. Подготовьтесь к тестированию по теме «Восприятие».
Темы рефератов
1. Восприятие человека человеком.
2. Иллюзии восприятия.
3. Модальности восприятия.
4. Восприятие времени.
5. Восприятие пространства.
6. Восприятие движения.
7. Связь восприятия с другими процессами.
8. Свойства восприятия.
9. Методы изучения восприятия.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.