1. Решите психологическую задачу: «Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из спорящих сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает.
– А, по-моему, – ответил другой, – Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), всеже ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг.
– Нет, уж Борис Васильевич внимательнее всех, – сказал третий. – Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины. А Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и спящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он ее заметил правильно. Нам повстречался пограничник» [17: с. 152-153].
|
|
3. Проведите мини-исследование, целью которого является изучение переключаемости внимания.
Ход исследования: Испытуемому предлагается таблица с арабскими (от 1 до 25) и римскими (от XXIV до I) числами. Инструкция: «Исследование проходит в три этапа: 1 этап - найдите в таблице все арабские числа в обычном порядке от 1 до 25; 2 этап – найдите все римские числа, но в обратном порядке (от XXIV до I); 3 этап – объедините выполнение действий первого и второго этапов (порядок должен быть таким: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4, XXI и т.д.). Время выполнения каждого этапа фиксируется в протоколе».
8 | IX | 24 | XX | 15 | 6 | 19 |
4 | V | 12 | 1 | XXIV | XIII | 23 |
XIV | 18 | XVII | XXII | II | 11 | VI |
22 | XI | 7 | 21 | VIII | 3 | 9 |
2 | III | 16 | XXIII | XIX | XVI | VII |
13 | I | XXI | 5 | X | 25 | 7 |
XV | 10 | XVIII | 20 | IV | 14 | XII |
Анализ результатов проводится по формуле:
С – время выполнения 3-го этапа (по «арабско-римской» таблице);
а – время выполнения 1-го этапа (по «арабской» таблице);
b – время выполнения 2-го этапа (по «римской» таблице).
Чем меньше показатель Р (результативность), тем лучше испытуемый справился с заданием, тем лучше развито свойство внимания – переключаемость [31: с. 23-24].
2. На основе полученных результатов и личного опыта оцените индивидуальные особенности своего внимания. Изучите рекомендации по самоорганизации внимания и используйте их в своей деятельности:
· Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что вас может отвлекать.
· Организуйте рабочее место предварительно.
· Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой.
|
|
· Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте проблемы, иначе непонимание сделает работу бесполезной.
· Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
· Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и не препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
· Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.
· Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлекаетесь, волевым усилием верните себя к работе.
· Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
· Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы в работе [9: с. 110-111].
Темы рефератов
1. Внимание как психологический процесс.
2. Физиологические основы внимания.
3. Индивидуальные особенности внимания.
4. Свойства внимания.
5. Развитие внимания в онтогенезе.
6. Учение о доминате Ухтомского.
7. Приемы развития внимания.
8. Методы изучения внимания.
9. Связь внимания с другими процессами.
10. Внимательность как черта личности.