Практические задания для самостоятельной работы

1. Решите психологическую задачу:       «Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из спорящих сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает.

    – А, по-моему, – ответил другой, – Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), всеже ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг.

    – Нет, уж Борис Васильевич внимательнее всех, – сказал третий. – Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины. А Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и спящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он ее заметил правильно. Нам повстречался пограничник» [17: с. 152-153].

3. Проведите мини-исследование, целью которого является изучение переключаемости внимания.  

Ход исследования: Испытуемому предлагается таблица с арабскими (от 1 до 25) и римскими (от XXIV до I) числами. Инструкция: «Исследование проходит в три этапа: 1 этап -  найдите в таблице все арабские числа в обычном порядке от 1 до 25; 2 этап – найдите все  римские числа, но в обратном порядке (от XXIV до I); 3 этап – объедините выполнение действий первого и второго этапов (порядок должен быть таким: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4, XXI и т.д.). Время выполнения каждого этапа фиксируется в протоколе».

8 IX 24 XX 15 6 19
4 V 12 1 XXIV XIII 23
XIV 18 XVII XXII II 11 VI
22 XI 7 21 VIII 3 9
2 III 16 XXIII XIX XVI VII
13 I XXI 5 X 25 7
XV 10 XVIII 20 IV 14 XII

 Анализ результатов проводится по формуле:

С – время выполнения 3-го этапа (по «арабско-римской» таблице);

а – время выполнения 1-го этапа (по «арабской» таблице);

b – время выполнения 2-го этапа (по «римской» таблице).

    Чем меньше показатель Р (результативность), тем лучше испытуемый справился с заданием, тем лучше развито свойство внимания – переключаемость [31: с. 23-24].

2. На основе полученных результатов и личного опыта оцените индивидуальные особенности своего внимания.  Изучите рекомендации по самоорганизации внимания и используйте их в своей деятельности:

· Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что вас может отвлекать.

· Организуйте рабочее место предварительно.

· Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой.

· Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте проблемы, иначе непонимание сделает работу бесполезной.

· Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.

· Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и  не препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

· Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

· Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлекаетесь, волевым усилием верните себя к работе.

· Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

· Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы в работе [9: с. 110-111].

Темы рефератов

1. Внимание как психологический процесс.

2. Физиологические основы внимания.

3. Индивидуальные особенности внимания.

4. Свойства внимания.

5. Развитие внимания в онтогенезе.

6. Учение о доминате Ухтомского.

7. Приемы развития внимания.

8. Методы изучения внимания.

9. Связь внимания с другими процессами.

10. Внимательность как черта личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: