Деформации личности
· Формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания;
· Бесчестность, корыстность;
· Сознательное нарушение основных принципов морали и ее норм (долга, совести, ответственности, чести и достоинства);
· Низкий профессиональный уровень знаний;
· Сужение круга интересов, общения, обнищание личности;
· Стереотипность мышления;
· Постоянные негативные психические состояния (стресс, фрустрация, монотония, тревога, депрессия, астения и др.);
· Снижение мотивации деятельности;
· Подозрительное, отношение к людям, обвинительный уклон в общении;
· Неправильное понимание властных полномочий, злоупотребление ими;
· Замкнутость;
· Цинизм и др.
Причины профессиональной
Деформации личности
Объективные причины
· Специфичность профессиональной деятельности;
· Постоянные психологические перегрузки, негативные последствия, стрессовых, экстремальных ситуаций;
· Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
|
|
· Недостатки в организации и управлении деятельностью;
· Изначальная конфликтность деятельности;
· Нарушения в сфере взаимоотношений в коллективе (неумение слушать и понимать другого человека, устанавливать и поддерживать психологический контакт, взаимодействовать);
· Отрицательное влияние коллег, допускающих злоупотребление властными полномочиями, халатное отношение к профессиональным обязанностям;
· Ошибки в подборе и расстановке кадров;
· Отсутствие действенного контроля.
Субъективные причины
· Низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать профессиональные качества;
· Растерянность, психологическая неподготовленность к работе;
· Переоценка своего профессионального опыта;
· Высокая увлеченность работой;
· Недостаточное развитие морально-деловых и волевых качеств;
· Недостаточное развитие коммуникативных навыков;
· Неумение отделять интересы дела от интересов карьеры;
· Неумение организовать свое рабочее время;
· Отсутствие навыков и умений контролировать свое поведение, желание любым способом снять психологическую нагрузку;
· Неумение отвлекаться от негативных эмоций, снимать последствия стрессов.
Тесты самоконтроля
1. Понятие, характеризующее неповторимое сочетание свойств и качеств у людей, это:
A. Личность
B. Индивидуальность
C. Человек
D. Индивид
2. Как называется социальное существо, наделенное сознанием, способное отражать и преобразовывать мир:
A. Личность
B. Индивид
C. Индивидуальность
D. Человек
3. Как называется свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений:
|
|
A. Темперамент
B. Способности
C. Характер
D. Направленность
4. Психологический процесс приспособления личности к условиям деятельности называется:
A. Привыкание
B. Реализация
C. Адаптация
D. Деформация
5. Приспособление организма к режиму труда определяет уровень адаптации:
A. Личностный
B. Физиологический
C. Социально-психологический
D. Психодинамический
6. Процесс, связанный с невозможностью приспособиться к новым условиям деятельности называется:
A. Дезадаптация
B. Профессиональная реализация
C. Профессиональная деформация
D. Профессиональная адаптация
7. По Г. Селье, адаптационный синдром проходит в своем развитии три стадии:
A. Сопротивление, истощение, тревога
B. Тревога, сопротивление, истощение
C. Истощение, тревога, сопротивление
D. Возбуждение, адаптация, истощение
8. Профессиональная деформация личности руководителя – это:
A. Изменение личностных структур в результате негативного воздействия специфики профессиональной деятельности
B. Приспособление к новым условиям профессиональной деятельности
C. Удовлетворение базовых потребностей в процессе профессиональной деятельности
D. Реализация личности в профессии
9. Осуществление деятельности в стрессовых, напряженных условиях определяет характер управленческой деятельности:
A. Коммуникативный
B. Эмоционально-напряженный+
C. Нормативный
D. Творческий
10. Общение в процессе решения профессиональных задач определяет характер управленческой деятельности:
A. Воспитательный
B. Организаторский
C. Творческий
D. Коммуникативный
Тема 3. Власть и лидерство