Опыт 3. Реакции окисления спиртов

Лабораторная работа № 1.

СПИРТЫ

Опыт 1. Растворимость спиртов, отношение их к индикаторам, горение. Растворимость галогенов в спиртах.

Цель опыта: _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: спирты (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый или изоамиловый), раствор иода в иодиде калия (1-процентный раствор), 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина, синяя и красная лакмусовая бумага.

Оборудование: фарфоровые чашки (или фарфоровые тигли), лучинки.

 

а) В 4 пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этилового, пропилового, бутилового и амилового (или изоамилового). Отмечают запах спиртов.

В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. 

Название спирта (структурная формула) Запах Растворимость в воде (справочные данные г в 100 г воды)
     
     
     
     

Вывод: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(сделайте вывод о запахе и растворимости спирты в воде в зависимости от числа атомов углерода, т.е. роста молекулярной массы).

 

б) Из каждой пробирки стеклянной палочкой наносят по капле растворов на синюю и красную лакмусовую бумагу. В пробирки добавляют по 1 капле раствора фенолфталеина. Данные внесите в таблицу.

Название спирта (структурная формула) Синяя лакмусовая бумага Красная лакмусовая бумага Фенолфталеин
       
       
       
       

Для чего служат индикаторы? _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком случае данные в работе индикаторы изменяют свою окраску? _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(сделайте вывод о спиртах как электролитах)

в) В фарфоровые чашки (или тигли) наливают во 2 мл спиртов, располагая их в порядке увеличения молекулярной массы (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый, изоамиловый). Поджигают спирты лучинкой и сравнивают характер пламени. Данные внесите в таблицу.

Название спирта (структурная формула) Горючесть Как быстро загорается Цвет пламени Коптящее/ Не коптящее Массовая доля углерода в спирте
           
           
           
           

Напишите уравнения реакции горения каждого спирта.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вывод: _______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(сделайте вывод о характере горения в зависимости от содержания углерода в спирте).

г) В пробирки со спиртами добавляют по 0,5 мл раствора иода в иодиде калия и встряхивают их.  

Название спирта (структурная формула) Наблюдения
   
   
   
   

 

Вывод: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 2. Образование и гидролиз алкоголятов натрия.

Цель опыта: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: этиловый спирт (абсолютный), пропиловый (или изопропиловый) спирт, амиловый (или изоамиловый) спирт, металлический натрий, 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина.

Оборудование: прямые газоотводные трубки с оттянутыми концами.

В три сухие пробирки наливают по 2 мл спиртов: в первую — абсолютный этиловый, во вторую — пропиловый (или изопро­пиловый), в третью - амиловый (или изоамиловый). В каждую пробирку вносят по кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирки закрывают пробками c газоотводными трубками, концы которых оттянуты.

Название спирта (структурная формула) Наблюдение Уравнение химической реакции
     
     
     

 

Почему для этого опыта нельзя брать ректификат, а нужно брать абсолютный спирт? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте (в таблице графе «Наблюдения»), в какой пробирке реакция идет наиболее интенсивно, а в какой — медленно. Расположите данные спирты в порядке уменьшения кислотных свойств. Объясните, как изменяются кислотные свойства спиртов от строения. ____________________ _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как расщепляется σ-связь О—Н в этой реакции? ___________________ ________________________________________________________________.

Почему спирты реагируют с натрием спокойнее, чем вода? _________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Через 1—2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстий газоотводных трубок. Если реакция этанола с натрием сильно замедлится, можно слегка подогреть пробирку.

Какой газ выделяется? _________________________________________.

 Добавляют в пробирки по 1 капле раствора фенолфталеина.

Изменяется ли окраска индикатора? _____________________________.

Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого пробирку осторожно подогревают.

Что образуется на дне пробирки? ________________________________ ________________________________________________________________

  Добавляют в пробирку 1—1,5 мл воды и растворяют в ней твердый __________________________. Если окраска не появляется, добавляют 1 каплю раствора фенолфталеина.

Напишите уравнение реакции ___________________________________ __________________________________________________________________. Объясните, почему появляется окраска с фенолфталеином.________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вывод: _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(сделайте вывод о кислотных свойствах спиртов в зависимости от строения, и по сравнению с водой)

 

Опыт 3. Реакции окисления спиртов.

Цель опыта: _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Реактивы: этиловый и изоамиловый спирты, хромовая смесь, перманганат калия кристаллический, концентрированная серная кислота.

Оборудование: пипетки.

а) Окисление спиртов хромовой смесью. В две пробирки наливают по 2—3 мл хромовой смеси и по каплям при встряхивании добавляют в одну пробирку 0,5 мл этилового спирта ( а во вторую — 0,5 мл изоамилового спирта.

 

 

Что наблюдают? (отметьте запах (нюхать осторожно!!!) и изменение цвета)

1 пробирка ___________________________________________________ ________________________________________________________________

2 пробирка ___________________________________________________ _______________________________________________________________

Напишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Вывод: _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  

 б) Окисление этилового спирта перманганатом калия.

  Пипеткой аккуратно, не смачивая стенок, вносят в сухую пробирку, закрепленную в штативе, 5 мл концентрированной серной кислоты. Затем по стенке другой пипеткой осторожно приливают 5 мл этилового спирта так, чтобы получилось два слоя. После этого насыпают 1—1,5 г КМnO4.

Что наблюдают? ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Вывод: _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: