Следственные органы следственного комитета РФ в соответствии с ч.1.ст.1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» являются федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.1 названного закона, следователи следственного комитета РФ обязаны заниматься выявлением обстоятельств, способствующих совершению преступлений и иных нарушений закона, а также принятием мер по устранению таких обстоятельств. Эта же обязанность регламентирована ч.2 ст.158 УПК РФ.
Согласно ч.4 ст.7 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, следственным отделом по Кировскому району г. Волгограда расследуется уголовное дело № 039334, возбужденное 04.05.2011 года по ч. 3, ст. 238 УК РФ.
Предварительным следствием установлено, что 21.04.2008 года между собственниками многоквартирного дома № 72 п. С.Чекалина и МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым данная организация является уполномоченной собственниками квартир этого дома на управление общим имуществом, в том числе техническое обслуживание дымоходов и вентиляционных каналов, то есть является управляющей компанией.
01.10.2010 между МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда» и ООО «Региональная Жилищная компания», заведомо незаконно и необоснованно заключен договор № 5 на оказание населению услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов. В соответствии с данным договором, обязанности по техническому обслуживанию жилого фонда, в том числе дымовых и вентиляционных каналов, как входящих в состав общего имущества дома, управляющая компания необоснованно передала ООО «Региональная Жилищная компания» (ООО «РЖК»).
Противоправность заключения указанного договора заключается в том, что ООО «РЖК» не являлось специализированной организацией и заведомо не имело какой-либо возможности осуществлять техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов. В штате этой организации, как на момент заключения договора, так и по настоящее время, имелся лишь один сотрудник, - директор ООО «РЖК» Грабарь Б.А., у которого основным местом работы является другая организация.
В этот же день, то есть 01.10.2010 между ООО «Региональная Жилищная компания» и ООО «Жилремфонд» был заключен договор № 1 на оказание населению услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, в соответствии с которым последняя организация является эксплуатирующей в жилом доме № 72 п. Саши Чекалина, где в квартире № 3 проживали гр-н Забурунов В.В. и гр-ка Чернова Е.Н.
Данная организация также не имела какой-либо возможности осуществлять техническое обслуживание жилого фонда, в том числе не имело в штате каких-либо специалистов по обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов.
Зная об этом, 01.10.2010 г. директор ООО «Жилремфонд» Кузьмин С.В. заключил гражданско-правовой договор подряда № 41 с печником Воробьевым Г.П., на которого и возложил обязанности по проведению технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов.
Предварительным следствием установлено, что в нарушение Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. № 37, Воробьев Г.П. будучи допущенным по специальности «рабочий (чистильщик) по эксплуатации дымоотводящих устройств и вентканалов в жилых, общественных и промышленных зданиях», и прошедшим соответствующее обучение (удостоверенение № 3794 от 02.02.2004 г.) с 2004 года не проходил повторной ежегодной проверки знаний по профессии, в связи с чем, не имел права заниматься указанной деятельностью.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ и пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внутридомовое газовое оборудование, дымоходы и вентиляционные каналы относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Пунктом 11 вышеуказанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и осмотр общего имущества, ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Таким образом, печник Воробьев Г.П., в нарушение п. 5.5.12. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, а также договора подряда № 41 от 01 октября 2010 года с ООО «Жилремфонд», приложения № 1 к данному договору, на протяжении времени с 01 октября 2010 года до 05.03.2011 года в рамках осуществления технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов по перечню домов, указанных в приложении № 1 к договору, не обеспечил проверку кирпичных дымоходов в д.72 п. С.Чекалина Кировского района г. Волгограда один раз в три месяца, вентиляционных каналов не реже двух раз в год, а также не оформил соответствующие акты проверок.
В нарушение п.5.5.13. указанных Правил, и упомянутого договора, он не обеспечил не реже одного раза в месяц в зимнее время осмотр оголовков дымоходов и вентиляционных каналов с целью предотвращения их обмерзания и закупорки, не вносил записи в соответствующий журнал с указанием выявленных неисправностей и характера работ, проведенных с целью их устранения.
19.12.2010 года в дневное время Воробьев Г.П., прибыв к дому № 72 п. С.Чекалина Кировского района г. Волгограда с целью плановой проверки дымовых и вентиляционных каналов, в соответствии с утвержденным в ООО «Жилремфонд» графиком проверок, продолжая осуществлять свой преступный умысел, безразлично относясь к возможным последствиям для жизни и здоровья жильцов этого дома, в нарушение п.п. «о», п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, не обеспечил за 3 дня до проведения плановых работ внутри этого жилого дома согласование с потребителями времени доступа в их квартиры и прибыл зная о том, что соответствующие письменные уведомления о проведении работ внутри жилого помещения жильцам этого дома не направлялись. Таким образом, он безразлично отнесся к тому, что у отсутствующих в квартире жильцов дома, дымовые и вентиляционные каналы останутся не проверенными и не прочищенными.
Убедившись в отсутствии дома жильцов квартир №№ 3,7 Воробьев Г.П. приступил к обходу остальных квартир с целью создания формальной видимости проверки дымовых и вентиляционных каналов.
После этого, продолжая выполнять работы ненадлежащего качества Воробьев Г.Д., в нарушение п. 10.3.20. Стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утвержденного Приказом Министрества энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 259, прошел по квартирам №№ 1,2,4,6,8 дома № 72 п. С.Чекалина, где визуально осмотрел внутридомовое газовое оборудование без фактической проверки вентиляционных и дымовых каналов. Кроме того, нарушая указанный Стандарт, он не убедился в отсутствии засорений в дымоходах, не проверил плотность и обособленность каналов, исправность соединительных патрубков и оголовков, а также наличие тяги.
По результатам этого, он составил ведомость на проверку газоходов и вентиляционных каналов в данном доме, где указал недостоверную информацию о том, что дымоходы в квартирах №№ 1,2,4,6,8 в норме и пригодны для дальнейшей эксплуатации.
19.12.2010 г. в нарушение перечисленных норм законодательства РФ, Воробьев Г.Д. не проверил дымовые и вентиляционные каналы в квартирах №3 и №7, а также не сделал этого и в будущем до наступления трагических последствий.
В этот же день, в ходе визуального осмотра оголовков на д. 72 п. С.Чекалина Кировского района г. Волгограда, Воробьев Г.Д. обратил внимание на то, что они в нарушение строительных норм выполнены из белого силакатного кирпича. Зная о том, что это может послужить причиной обвала, а также засорения дымовых и вентиляционных каналов и может угрожать жизни, здоровью людей, проживающих в этом доме, в нарушение п.10.3.22. Стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утвержденного Приказом Министрества энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 259, выявив состояние непригодности вентиляционных и дымоотводящих систем к дальнейшей эксплуатации, Воробьев Г.Д. не предупредил потребителей газа о запрещении пользования газовыми приборами и оборудованием, не оформил акт проверки и не направил его собственникам квартир и в эксплуатационную организацию, выполняющую работы по техническому обслуживанию газового оборудования зданий, для принятия мер по отключению газоиспользующего оборудования.
05.03.2011 в утреннее время в результате засоренности и непроходимости дымового канала в квартире № 3 дома 72 п. Саши Чекалина Кировского района г. Волгограда, при включении горячей воды, произошла утечка угарного газа в данное жилое помещение. В результате этого, находящиеся в квартире жильцы Чернова Елена Николаевна, 1972 г.р., а также Забурунов Виктор Валентинович, 1972 г.р. от отравления угарным газом скончались на месте.
В нарушение норм Федерального законодательтства РФ, управляющая компания в лице МУ «ЖКХ Кировского района г. Волгограда не проконтролировало работу исполнителя, что привело к гибели людей.
Периодичность проведения осмотров и выполнения работ по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов должна обеспечиваться управляющими организациями, которые в силу действующего законодательства Российской Федерации и договоров управления многоквартирными домами являются лицами, ответственными за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов. Иные организации, в том числе специализированные организации, оказывающие в соответствии с заключенными с управляющими организациями договорами услуги и работы по ремонту общего имущества многоквартирных домов несут перед управляющими организациями гражданско-правовую ответственность за надлежащие исполнение возложенных на них договорами обязанностей по ремонту и содержанию домов.
Согласно заключения специалиста Попова А.Г. № 1 от 18.04.2011, дымовой и вентиляционный каналы квартиры № 3 дома 72 п. Саши Чекалина Кировского района г. Волгограда не обслуживались не менее 10 лет, то есть не проводилась проверка технического состояния каналов и не удалялись различные отложения и засоры. Оголовок на крыше имеет разрушения, в связи с отсутствием проверки технического состояния его в течение последних 10 лет.
В соответствии с заключением специалиста Попова А.Г. от 13.05.2011, эксплуатация газовых приборов по нормам безопасности газового оборудования в квартирах № 1,2,3,4 дома 72 п. Саши Чекалина Кировского района г. Волгограда запрещена в связи с завалом дымовых и вентиляционных каналов.
При допросе начальника ПТО МУ «ЖКХ Кировского района г. Волгограда» Бородиной И.В., в чьи обязанности входило осуществление контроля за техническим обслуживанием жилого фонда, находящегося в управлении, в том числе дымовых и вентиляционных каналов, установлено, что фактически дымовые и вентиляционные каналы в доме № 72 п. С.Чекалина и в других домах, которые были на обслуживании в ООО «РЖК» ими не осматривались и техобслуживание не котролировалось по той причине, что данной организацией (ООО «РЖК») не были представлены акты выполненых работ.
Вместе с тем, факт не представления актов выполненных работ наоборот является самостоятельным основанием для немедленной проверки выполненной работы в порядке контроля, чего не было сделано на протяжении всего времени эксплуатации этих домов, вплоть до трагических последствий.
Кроме того, деньги за эти работы гражданами регулярно перечислялись в соответствии с трехсторонним договором между управляющей компаний и ИВЦ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 ст. 158 УПК РФ,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рассмотреть настоящее представление на совещании в МУ «ЖКХ Кировского района г. Волгограда», провести по данному факту служебную проверку с целью установления должностных лиц, виновных в недостаточном осуществлении контроля за техническим состоянием дымовых и вентиляционных каналов в доме № 72 п. С.Чекалина Кировского района г. Волгограда и других обслуживаемых жилых домах, и привлечь их к строгой дисциплинарной ответственности.
2. В связи с допущенными грубыми нарушениями закона, а также должностной инструкции, наступлением в связи с этим тяжких последствий в виде гибели 2 человек, расторгнуть трудовой договор с начальником ПТО МУ «ЖКХ Кировского района г. Волгограда» Бородиной И.В., а также сотрудниками ПТО в чьи обязанности входил непосредственный обход домов и выполнение иных работ на обслуживаемых домах в порядке контроля.
3. Незамедлительно в порядке контроля провести проверки всех дымовых и вентиляционных каналов в обслуживаемых домах, представив в следственный отдел копии актов в порядке контроля с участием независимого специалиста по каждому дому.
4. В случае выявления фактов неоказания или некачественного оказания коммунальных услуг гражданам, произвести пересчет коммунальных платежей и вернуть деньги гражданам.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в следственный отдел не позднее 1 месяца с момента его получения.
Заместитель руководителя следственного отдела
подполковник юстиции П.В. Атрошенко
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ НИХ.
В условиях роста подростковой преступности, которая дает в будущем взрослую преступность, следственным органам необходимо особо тщательно подходить к вопросам профилактики. Не менее важным направлением работы является и предупреждение противоправных деяний, совершенных в отношении детей.
При подготовке профилактических документов необходимо руководствоваться следующими основополагающими нормами федерального законодательства:
-Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
-Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
-Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
-Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
-Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
-Приказ МВД РФ от 26.05.2000 N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел".
Следует отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим.
Вместе с тем, методика подготовки документов профилактики в указанных случаях не идентичны и не могут быть сведены к внесению однотипных представлений в службу участковых-уполномоченных ОВД.
При решении вопроса о подготовке профилактических документов следует помнить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Таким образом, в случае совершения уголовно-наказуемых деяний несовершеннолетними в ходе изучения обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в первую очередь необходимо:
-дать криминологическую оценку личности подозреваемого:
-установить, привлекался ли он ранее к уголовной ответственности;
-рассматривались ли административные материалы в отношении него или его родителей на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, результат рассмотрения;
-состоит ли на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-как характеризуется в общеобразовательном учреждении;
-каков круг его общения;
-в какой семье воспитывается (полная, неполная, благополучная, неблагополучная, злоупотребляют ли родители спиртными напитками и т.д.).
В последующем, с учетом полученной информации следует дать оценку деятельности каждого органа системы профилактики.
В первую очередь целесообразно изучить профилактическую роль подразделений по делам несовершеннолетних районных отделов полиции.
Их деятельность регламентируется:
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.
- Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 26.05.2000 N 569):
2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
2.1. Проводят индивидуальную профилактическую работу:
2.1.1. В отношении несовершеннолетних:
2.1.1.1. Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.
2.1.1.2. Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
2.1.1.3. Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
2.1.1.4. Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2.1.1.5. Не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
2.1.1.6. Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
2.1.1.7. Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
2.1.1.8. Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
2.1.1.9. Получивших отсрочку отбывания наказания.
2.1.1.10. Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
2.1.1.11. Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
2.1.1.12. Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2.1.2. Родителей или законных представителей несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.1 настоящей Инструкции, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
2.1.3. Других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
2.2. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2.3. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.
2.8. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих.
23. Должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению:
23.6. Оказывают содействие:
23.6.1. Администрации образовательных учреждений - в организации правовой пропаганды.
23.6.2. Органам опеки и попечительства - в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
23.7. Незамедлительно информируют:
23.7.1. Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
23.7.2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
23.7.3. Орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
23.7.4. Орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.
23.7.5. Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
23.7.6. Орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.
23.7.7. Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
23.13. Должностные лица ПДН в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних:
23.13.1. Участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.
29. Должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей, перечисленных в подпункте 2.1 настоящей Инструкции, и родителей, отрицательно влияющих на детей, в случаях, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в:
29.1. Приговоре, определении или постановлении суда.
29.2. Постановлении КДН, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
29.3. Заключении, утвержденном начальником горрайлиноргана, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
34. На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся:
34.1. Несовершеннолетние:
34.1.1. Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества.
34.1.2. Совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
34.1.3. Совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия.
34.1.4. Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
34.1.5. Не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
34.1.6. Не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
34.1.7. Обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
34.2. Родители, отрицательно влияющие на детей.
35. На учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:
35.1. Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.
35.2. Освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
35.3. Получившие отсрочку отбывания наказания.
35.4. Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
35.5. Осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
35.6. Осужденные условно.
35.7. Осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Вместе с тем, указанный перечень законодательных норм не является исчерпывающим при подготовке представлений. Например, в целях проверки организации работы районных ПДН по учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, необходимо использовать главу VII Инструкции.
В ходе осуществления указанной работы в обязательном порядке необходимо истребовать в ПДН учетно-профилактическую карточку или учетно-профилактическое дело, заведенное на несовершеннолетнего.
В последующем следует выяснить, каким образом с несовершеннолетним, состоящим на учете, проводилась профилактическая работа, в частности:
-разработан ли план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем. Как исполняются его мероприятия;
-отражены ли в листе учета профилактических мероприятий результаты проводимой профилактической работы с несовершеннолетним инспектором ПДН - ежемесячно, участковым инспектором и оперуполномоченным уголовного розыска – ежеквартально;
-проводилось ли обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;
-предпринимались ли какие-либо меры к организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних;
-в случае отсутствия надлежащего попечения со стороны родителей или иных законных представителей направлялась ли информация в органы опеки и попечительства для решения вопроса об ограничении или лишении родительских прав
Зачастую сотрудниками ПДН вся вышеуказанная работа не ведется - рапорта носят формальный, шаблонный характер, с несовершеннолетним проводятся поверхностные беседы, в основном на тему недопустимости совершения административных правонарушений, не выясняются вопросы, касающиеся мест посещения несовершеннолетнего, установления круга его общения.
При этом документы, содержащиеся в учетно-профилактическом деле или учетно-профилактической карточке, могут не соответствовать действительному положению дел. В связи с вышеизложенным, представляется необходимых выяснять вопросы, касающиеся проводимой сотрудниками ПДН ОВД профилактической работы, в ходе допросов несовершеннолетних подозреваемых и их родителей.
Например:
… при изучении обстоятельств, способствовавших совершению несовершеннолетним А. изнасилования К. установлено, что А. ранее уже совершал преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 166 УК РФ, однако к уголовной ответственности привлечен не был в связи с не достижением возраста. Указанное противоправное деяние явилось основанием для постановки подростка на учет в подразделение по делам несовершеннолетних, где на него заведена учетно-профилактическая карточка.
При этом никакая профилактическая работа в отношении него не осуществлялась - профилактические беседы проводились сотрудниками службы участковых уполномоченных милиции и уголовного розыска лишь единожды, не выяснялись вопросы, касающиеся мест посещения несовершеннолетнего, установления круга его общения, выяснения причин и условий совершения подростком противоправных деяний.
Мать несовершеннолетнего систематически привлекалась к административной ответственности, в общеобразовательном учреждении подросток характеризовался крайне отрицательно. Крайне низкое качество проводимой профилактической работы, в свою очередь в итоге повлекло совершение А. еще одного преступления (кражи).
Однако и после этого органы системы профилактики вновь предпочли самоустраниться и не приняли необходимых превентивных мер. Из материалов уголовного дела следует, что подросток был фактически предоставлен сам себе. Попыток организовать его занятость сотрудниками ПДН не предпринималось.
В случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего необходимо выяснить:
-в какой семье проживает потерпевший;
-употребляют ли родители несовершеннолетнего алкогольные напитки;
-какие в семье поддерживаются отношения;
-посещает ли потерпевший общеобразовательное учреждение;
-в случае наличия оснований, привлекались ли родители несовершеннолетнего к административной ответственности; как часто;
-кем из органов системы профилактики выявлялись допускаемые нарушения;
В случае установления факта ненадлежащего исполнения родителями потерпевшего обязанностей по его воспитанию, содержанию и обучению, необходимо выяснить, заводилась ли в отношении них в ПДН учетно-профилактическая карточка.
Посредством ее изучения выяснить:
-имеются ли в ней документы, содержащие сведения, свидетельствующие о необходимости постановки родителей на учет в ПДН и проведения с ними профилактической работы, в том числе:
· проверочный материал по заявлениям и обращениям;
· информация из учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания, других органов и учреждений;
объяснения родителей;
· лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях;
· характеристики с места работы, жительства (запрашиваются при постановке на учет, в дальнейшем - по мере необходимости, но не реже чем раз в год);
· копии информаций в КДН, органы опеки и попечительства, органы и учреждения здравоохранения, образования, другие организации и учреждения;
- какие профилактические мероприятия проводились с указанной семьей. Приобщен ли лист учета профилактических мероприятий, в котором содержание профилактической работы отражается инспектором ПДН ежемесячно, участковым инспектором милиции - ежеквартально.
- проводилась ли какая-либо работа, направленная на сбор материалов, характеризующих образ жизни состоящего на учете родителя, в том числе брались ли объяснения других членов семьи, соседей, представителей учреждений образования, здравоохранения;
- проводилось ли обследование семейно-бытовых условий, составлен ли и приобщен к материалам учетно-профилактической карточки акт обследования (при этом необходимо помнить, что он составляется при постановке на учет, в дальнейшем - не реже чем раз в год).
Кроме того, даже в случае наличия в учетно-профилактической карточке всех необходимых документов, необходимо в обязательном порядке в ходе допросов потерпевших и их родителей выяснять, проводилась ли с ними профилактическая работа, как часто и каким образом, кем именно из сотрудников правоохранительных органов.
Например:
… при изучении обстоятельств, способствовавших совершению Солуяновым Ю.А. преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ в отношении несовершеннолетней Семеновых установлено, что потерпевшая, совместно с братом и сестрой с июня 2010 года проживала отдельно от матери, с 75-летней бабушкой, поскольку Семеновых Н.В. начала злоупотреблять спиртными напитками, воспитанием детей не занималась. Несовершеннолетние были фактически предоставлены сами себе. Данный факт подтверждается показаниями большинства свидетелей, допрошенных по делу, а также самой Семеновых Н.В. В связи с наличием данной зависимости она проходила стационарное лечение в наркологическом диспансере г. Камышина. По месту жительства характеризовалась отрицательно. Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района от 18.05.2010 №10/4 семья Семеновых поставлена на учет в районный банк данных как семья, находящаяся в социально опасном положении. Субъектом системы профилактики, осуществляющим индивидуальную профилактическую работу с указанной семьей, назначена общественная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - ОКДН и ЗП) администрации сельского поселения.
К административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ в связи с ненадлежащим исполнением своих родительских обязанностей Семеновых Н.В. привлекалась трижды (первый раз – в мае 2010 года). При этом 2 административных протокола были составлены сотрудниками ПДН ОВД, который, заведомо зная о складывающейся в семье Семеновых ситуации (об этом прямо свидетельствует наличие административных протоколов, составленных в отношении матери а также постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в которых указано: «Семеновых Н.В. злоупотребляет спиртные напитки, санитарное состояние не соответствует нормам содержания несовершеннолетних детей, в доме грязно, не убрано.»), каких-либо мер для социальной реабилитации семьи, явно находящейся в опасном положении, не предприняли.
При наличии всех вышеизложенных обстоятельств, учетно-профилактическая карточка на Семеновых Н.В. так и не была заведена. Как следствие, на протяжении всего описываемого периода времени со стороны сотрудников ПДН ОВД никакая профилактическая работа с Семеновых Н.В. и ее семьей не проводилась.
Именно подобное попустительское поведение со стороны должностных лиц ПДН явилось одной из причин совершения Солуяновым преступления, жертвой которого стала несовершеннолетняя девочка.
Аналогичным образом необходимо выяснять и качество проводимых профилактических мероприятий районными комиссиями по делам несовершеннолетних в случае постановки их на учет.
Их деятельность регламентирована:
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-Законом Волгоградской области от 25.07.2003 № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав":
Статья 7. Основные задачи комиссий
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по реализации, защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области;
7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области;
8) координирование проводимых субъектами профилактики мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Статья 8. Полномочия комиссий
1. Комиссии:
1) принимают участие в разработке целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют в пределах своей компетенции реализацию этих программ;
2) принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
6) в установленном законом порядке организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
11) организуют получение необходимых сведений о безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, пьянстве, наркомании, токсикомании, гибели и травматизме детей, нарушениях прав несовершеннолетних;
В данном случае необходимо установить:
-сколько раз и за совершение каких административных правонарушений родители несовершеннолетнего или сам несовершеннолетний привлекались к ответственности;
-когда и в связи с чем семья несовершеннолетнего была поставлена на профилактический учет;
-каким образом осуществляются мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга и подростков, а также по оказанию помощи в воспитании несовершеннолетних;
-каким образом осуществлялось наблюдение за поведением несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного или административного воздействия, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и досрочно освобожденных от отбывания наказания, за поведением несовершеннолетних, возвратившихся из специальных учебно - воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений или отбывших наказание в воспитательно-трудовых колониях, контроля за поведением осужденных, в отношении которых исполнением приговора к лишению свободы отсрочено, а также ведут учет этих несовершеннолетних;
-предпринят ли необходимый комплекс мер к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в учебные заведения.
Например:
… в ходе следствия по уголовному делу по обвинению С. в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней Х. установлено, что в июне 2010 года С. был поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних. В общеобразовательном учреждении характеризовался крайне отрицательно.
Мать С. 8 раз привлекалась комиссией по делам несовершеннолетних к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ и 4.5 КВОАО (в связи с тем, что ее несовершеннолетний сын находился в общественном месте (на улице) в ночное время суток).
Однако наличие подобных обстоятельств не подвигло членов КДН провести хотя бы какую-нибудь профилактическую работу в отношении заведомо «трудного» подростка.
Согласно материалам уголовного дела, в летний период времени «трудный» подросток С. был предоставлен сам себе. Попыток организовать его занятость сотрудниками КДН не предпринималось. Подобное бездействие и явилось обстоятельством, способствовавшим совершению С. вышеуказанного преступления.
Не менее важным является вопрос и об ответственности общеобразовательного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний правонарушитель.
Их деятельность регламентируется:
- Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
Статья 9. Образовательные программы
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
- Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении":
6. Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
В данной ситуации выяснению подлежит вопрос о наличии или отсутствии в учреждении методик, направленных на формирование правомерного поведения у учащихся. С этой целью необходимо истребовать и проанализировать планы работы общеобразовательного учреждения, оценить целесообразность и качество проводимых мероприятий.
Например:
Так, одним из территориальных следственных отделов возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего Р. по факту совершения убийства Х.
Согласно фабуле уголовного дела, Р. в октябре 2010 года, находясь в помещении торгового центра «Гурман» в состоянии алкогольного опьянения, причинил ножевое ранение малознакомому Х., который в последующем скончался в больнице. Обвиняемый являлся учеником одного из профессиональных училищ, расположенных на территории района.
В ходе следствия установлено, что в общеобразовательном учреждении методики, направленные на формирование у учащихся правомерного поведения вообще отсутствовали, подобная работа учительским составом никогда не велась.
В резолютивной части каждого такого представления необходимо требовать разработки и внедрения подобных методик. Основываясь на анализе следственной практики, исходя из криминологической ситуации на территории района, вносить предложения по включению в планы профилактической работы конкретных мероприятий, в том числе инициировать их проведение с участием сотрудников следственных отделов.
В случае выявления в ходе следствия по уголовным делам, где несовершеннолетние выступают как в роли потерпевших, так и подозреваемых (обвиняемых), низкого уровня жизни семьи, в которой дети проживали, необходимо дать оценку работе, проводимой территориальным органом опеки и попечительства.
Их деятельность регламентирована:
- Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве":
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В первую очередь необходимо установить в какой семье воспитывается потерпевший, употребляют ли родители спиртные напитки, занимаются ли воспитанием несовершеннолетнего.
В последующем выяснению подлежит, предпринимались ли какие-либо действия, направленные на изъятие несовершеннолетнего, находящегося в опасном состоянии из семьи и помещении в социально-реабилитационные учреждения.
Например:
… в ходе следствия по уголовному делу, возбужденному в отношении А. по факту убийства им своего новорожденного ребенка, установлено, что должностное лицо органа опеки и попечительства, в обязанности которого входило исследование и обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей, не предприняло надлежащих действий по лишению родительских прав Андрюхина А., который злоупотреблял спиртными напитками, нигде не работал, имел отклонения в психическом развитии.
Кроме того, в ходе следствия по каждому уголовному делу, вне зависимости от вида совершенного преступления, в случае установления фактов ненадлежащего содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних необходимо в обязательном порядке обеспечить направление прокурору информации о выявленных нарушениях с приложением проекта постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 4.5 КВОАО (нахождение детей в местах, в которых не допускается нахождение детей, а также безнадзорное нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах в ночное время).
Например:
… в ходе расследования уголовного дела по ч. 2 ст. 306 УК РФ в отношении Лысовой И.А., обратившейся в следственные органы с заведомо ложным заявлением о совершении в отношении нее попытки изнасилования установлено, что у нее на иждивении находится двое малолетних детей, 2005 и 2009 года рождения. Однако несмотря на это, обвиняемая, оставив их своему сожителю, с 01.07.2011 проживала в другом населенном пункте, злоупотребляла спиртным, воспитанием детей не занималась. В связи с вышеизложенным следователем следственного отдела в адрес председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Руднянского муниципального района внесено представление с требованием о привлечении ее к административной ответственности. При этом следует отметить, что сотрудникам ПДН указанный факт известен не был. Таким образом, только после принятия старшим следователем следственного отдела всех необходимых мер, по ходатайству комиссии, сотрудниками ПДН ОВД Руднянского района в отношении нерадивой матери составлен административный протокол и она привлечена к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
образцы профилактических документов по устранению нарушений закона, выявленных в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении них стр. 44- 73






