Все ценители русского слова, все, кого инте-ресует наш язык, кто хочет постичь его тонкости

и тайны, знают имя Владимира Ивановича Даля. Говоря «Даль», все мы имеем в виду одно и то же: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

В четырёхтомной сокровищнице Даля со-брано 200 тысяч слов, богато иллюстрированных

Пословицами, поговорками и народными рече-ниями.

Толковый словарь Даля — это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопе-дия жизни русского народа. Богатство материа-

ла, его подбор и расположение делает этот словарь ценнейшим справочником для учёного, увлекательной книгой для любителя русской речи.

31. 1) Прочитайте фрагмент «Толкового словаря живого великорус-ского языка» В. И. Даля. Как вы думаете, почему в названии словаря есть слова «живого великорусского языка»?



Толковый словарь

Великор́сский яз́к — русский язык (в отличие от малороссийского, как в те времена называли украин-ский язык).

П лба, -ы, ж. Зерновой злак, один из видов пшеницы.

́чневый, -ая, -ое. Приготовлен-ный из раздробленных зёрен ячменя.

Арт́ль, -и, ж. Здесь: группа лю-дей, объединившихся для совмест-ной работы, хозяйственной деятель-ности.


Ќша ж., густоватая пища, крупа варёная на воде или на мо-локе. Крутая каша, гречневая, пшённая, полбенная, ячневая, овсяная, ржаная или зелёная и пр.; она готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху; жидкая, ќшица; размазня, по густоте,между крутою и кашицей, по-хлёбкой с крупою. || на юге ар-тель. Мы с ним в одной каше. || Крестины, где бабка обходит го-стей с кашею, потчуя отца лож-кою каши с солью и перцем; || стар. обед после свадьбы у моло-


34


дых, на новом хозяйстве. || Каша, на севере. Помочь (помощь)

 

на жатве; || Смятенье, сумятица, суматоха, беспорядок, недо-разумения. Заварить кашу, быть виною суматохи, хлопот-ливого дела. Сам (кто) заварил кашу, сам (тот) и расхлё-бывай, отвечай как знаешь. Эту кашу не скоро расхлеба-ешь. Сосед на каши зовёт, на крестины или к молодым наобед. Мать наша, гречневая каша: не перцу чета, не про-рвёт живота! Без каши обед не в обед, щи да каша кор-мильцы наши. Где каша, там и наши. Где щи да каша, там

 

и место наше. Русского мужика без каши не накормишь. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была. Каши не перемаслишь. Овсяная каша хвалилась, что с маслом ко-ровьим родилась. Одному и у каши неспоро.

2) В каких значениях употреблялось слово каша нашими пред-ками? Какие из них сохранились в современном русском языке?

 

3) Какие пословицы со словом каша приводятся в словарной статье? Понятен ли вам иносказательный смысл этих пословиц? По-пробуйте рассказать о ситуациях, в которых можно было бы употре-бить приведённые Далем пословицы.

 

4) С какой целью толкование значения слова сопровождается в словаре пословицами? Как вы думаете, почему так много пословиц со словом каша? Какие ещё пословицы и фразеологизмы с этим словом вы знаете?

 

5) Какие сведения о жизни, быте, обычаях русского народа мож-но получить, прочитав заметки В. И. Даля к слову каша?

 

 

32. 1) В памяти русского народа хранится немало пословиц и пого-ворок о хлебе, об отношении к нему. Прочитайте текст, в котором опущены фрагменты с примерами таких устойчивых выражений. Как вы думаете, достаточно ли в тексте информации для того, чтобы сде-лать выводы о роли хлеба в жизни русского человека?

 

Хлеб — основа жизни и благополучия, залог будущих успехов, символ радости и счастья человека: …

 

Ржаной хлеб — главный крестьянский продукт. И не случайно поэтому в народных поговорках и присловьях он ставится во главу угла, противопоставляется другим яствам, любой другой еде: …

 

Хлеб — символ хлебосольства, основа и званого обеда, и повседневного, будничного стола: …

 

И хоть замечалось в народе, что «не шуба, а хлеб греет», всё же никогда не было для него самоцелью простое насыще-ние и бездумная сытость. А потому и говорилось так: …


 

35


Волоков е окн. Задвигавшееся доской окно в крестьянской избе ста-рой постройки, а также отверстие для выхода дыма в курной избе.

Г рница, -ы, ж. 1. Устар. Комната (первоначально на верхнем этаже).

2. Обл. Чистая половина крестьян-ской избы.

Толковый словарь

Трудом и потом добывается хлеб. И в народных при-словьях говорится об этом так: …

Доброй, лукавой улыбкой освещены многие народные поговорки о хлебе, о приметах хорошего работника, неотде-лимых от его отношения к хлебу: …

(По З. Люстровой, Л. Скворцову, В. Дерягину)

2) Прочитайте пропущенные в тексте пословицы. Все ли они вам понятны?






Хлеб — всему голова. Хлеб будет, так и всё будет. Будет хлеб, будет и песня. Гречневая каша — матушка наша, а хле-бец ржаной — отец наш родной. Ржаной хлебушко пшенично-му калачу дедушка. Будет хлеб — будет и обед. Худ обед, ко-ли хлеба нет. За хлебом-солью всякая шутка хороша. Одним хлебом сыт не будешь. Не будь сыт куском, а будь сыт дру-гом. Сердись, бранись, а за хлебом-солью сходись. Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит. Баловством хлеба не добудешь. П том добытый хлеб и чёрствый сладок. Каков у хлеба, таков

и у дела. У пахаря рука черна, да хлеб бел. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой припасай.

3) Восстановите текст: попробуйте найти место каждой послови-цы в тексте.

4) Составьте небольшой рассказ «Хлеб — всему голова», опира-ясь на содержание восстановленного текста. Включите в рассказ свои наблюдения об отношении современного человека к хлебу.

 

33. 1) Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого ве-ликорусского языка». Какие значения слова изба отмечены в словаре?

Изб́ ж., избёнка, избёноч-ка, изб́шка; крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая г рница, комната, чистая (парадная, не стряпная) полови-на; людская или кухня, жильё для прислуги в барском дворе; старинное, внутренний покой в деревянном дворце царском; || Избушкой зовут и будку, бала-ган, стор жку, маленькое жильё

разного вида. || Чёрная или курная изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти. Красная изба, с красным, то


36


есть большим, окном, не с од-

Толковый словарь

 

ними волоковыми. Вообще у

 

К ник, -а,

м. Ящик, прилавок в

 

нас изба бывает рубленая,

 

жилой части

крестьянского дома,

 

бревенчатая. Изба делится на

 

около дверей. Он считался «мужской

 

четыре угла; по одну сторону

 

лавкой», так как на конике спал или

 
входа стряпной, бабий кут  
(угол) и печь; по другую хо-

зимой работал хозяин дома.

 
зяйский кут (кутник ниж-

́пряжь, -и, ж. Здесь: приспособ-

 
ний) или коник, род ларя

ления, предметы для запряжки ло-

 
(ящика) для поклажи упряжи шадей.    

и пожитков; прямо против пе-

чи печной угол или жёрнов - угол, где стоит ручной жёрнов,

 

где бабы работают; прямо против коника наискось напротив печи красный, большой или верхний угол, с иконами и сто-лом. Не красна изба углами, красна пирогами. Всего доро-же честь сытая, да изба крытая.

 

В. М. Максимов. Красный угол в избе. 1869

 

2) Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

 

3) Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части делилась изба? Что такое кут? В каком значении упо-треблено слово хозяйский в словосочетании хозяйский кут? Каково назначение каждого угла крестьянской избы?


 

37


4) Какие пословицы приводятся в словарной статье? Поясните смысл пословиц.

 

5) Попробуйте рассказать о том, что представляла собой кресть-янская изба в середине позапрошлого века.

 

 

34. 1) Современный русский язык хранит мельчайшие детали тради-ционной жизни. Прочитайте тексты. О чём говорится в каждом из них?

 





Бить баклуши. В народной речи баклуша — «неболь-шая (около 25—30 см длиной) чурка для игры в городки, ко-торую сбивали другой деревянной палкой — битой». Бить баклуши, следовательно, первоначально значило «сбивать битой баклуши, то есть небольшие городошные чурки». Та-кая игра вполне логично считалась забавой, развлечением, праздным времяпрепровождением и потому стала символом безделья.

(По В. Мокиенко)

 

2. Нужд́ заставит (на́чит) калач́ есть. Крестьяне ма-лохлебных северных губерний России отправлялись на зара-ботки в более богатые южные края, где пекли белый пшенич-ный хлеб — калачи. Выражение калачи есть означало «ухо-дить в далёкие края за заработками». На юге северяне привыкали к пшеничному хлебу, «научались калачи есть».

(А. Бирих, В. Мокиенко, Л. Степанова)

 

2) Приходилось ли вам слышать эти устойчивые выражения? Ка-ково их значение? В каких ситуациях они могут употребляться?

 

3) Какие предметы и явления, многим сегодня неизвестные, упо-минаются в устойчивых выражениях, о которых вы прочитали? Какая информация о жизни и быте поколений, живших задолго до нашего времени, «скрывается» за этими речениями — устойчивыми сочета-ниями слов?

 

 

35. Прочитайте устойчивые выражения. Понятны ли они вам? С каки-ми предметами и явлениями русского быта, фактами истории или древними народными обычаями они связаны? Прокомментируйте смысл этих выражений. Расскажите, что лежит в основе их перенос-ных значений. Нарисуйте иллюстрации к нескольким фразеологизмам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: