(По Е. Этерлей, О. Кузнецовой)
2) Как вы понимаете мысль о том, что «язык сохраняет отдель-
ные „кусочки“, „осколки“ старинных слов»? Как вы думаете, какие «отзвуки» древнего слова лѣпота имеют в виду авторы текста?
3) Какое значение в современном русском языке имеет сочета-ние за тридевять земель? Попробуйте догадаться, какое число скры-вается за числительным «тридевять». Имейте в виду, что в старину в народном языке наряду с общей десятеричной системой счёта суще-ствовала и другая, девятеричная, то есть счёт девятками.
4) Известно ли вам шутливое выражение сарафанное радио?
В каких ситуациях его употребляют? Как вы думаете, какие представ-ления лежат в основе смысла этого выражения?
30
И. Я. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде |
Из истории языка
Слово сараф́н пришло в древнерусский язык из персидско-го, где слово serāpā имело значение «род длинной одежды».
27. 1) Рассмотрите внимательно рисунок И. Я. Билибина для откры-того письма (открытки) «Вологодская девушка в праздничном наря-де». Затем прочитайте фрагмент статьи художника. Соотнесите рису-нок с содержанием текста. Какие элементы традиционной женской одежды описаны в тексте? Какие из них вы видите на рисунке?
|
|
Основа женской одежды — рубаха, значительно более длинная, чем мужская, спускающаяся ниже колен. Застёги-вается она у горла круглой з́поной, обыкновенно серебря-ной, иногда с камнем. Рукава бывают разные, иногда длин-ные и узкие, а иногда короткие и широкие, собранные у лок-тя или ниже его. У ворота, ниже плеч, на концах рукавов и по подолу бывают вышивки.
Сверх рубахи надевается сарафан, поддерживаемый уз-кими или широкими лямками, идущими через плечи. Более старые сарафаны застёгиваются спереди пуговицами до са-мого низа. Пуговицы бывают серебряные и медные, прозрач-ные или с каменьями.