Личные имена людей лингвисты называют антроп нимами (от греч. anthrōpos — «человек» и onyma — «имя»), а имена гео-графических объектов — топ нимами (от греч. topos — «место», onyma — «имя»). Раздел языкознания, изучающий имена соб-ственные, называется оном́стикой (от греч. onomastikē — «ис-кусство давать имена»).
Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мур-зик), имена небесных тел (Большая Медведица) и др.
76. 1) Перед вами два текста. Одна или несколько тем в них раскры-вается?
До введения на Руси христианства личные имена бы-ли похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу.
Древнерусские имена были разнообразны. Например, в именах был представлен весь числовой ряд от одного до деся-ти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк и т. д. Весь-ма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернавка, Бел, Беляк, Белой, Белуха и др. Были имена, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка: Бессон, Забава, Крик, Не-улыба, Смеяна, Смирной и др. Имена давались и по назва-ниям животных: Заяц, Волк, Соловей, Кот.
|
|
По именам можно узнать о соседях, рядом с которыми жили русские: Чудин (представитель финно-угорского пле-мени чудь), Карел, Татарин и др. Другие имена связаны с ремёслами, число которых в Древней Руси было огромно, на-пример: Дуло, Ложка, Шуба и др.
Новый период в истории русских имён наступил по-сле введения христианства, вместе с которым вошли в прак-тику именования так называемые календарные имена — имена христианских святых, включённые в церковные ка-лендари. Например: Иоанн, Михаил, Мария, Александр, Ирина, Елена, Андрей и др. Эти имена стали составной ча-стью русского языка, частью истории русского народа.