Философия русского космизма

    Русский космизм характеризуется проблемой единства человека и космоса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Одно из направлений космизма опиралось на теологию. Виднейшим его представителем был Николай Федорович Фёдоров (1828 – 1903). При жизни его произведения почти не публиковались. Лишь после смерти была издана его «Философия общего дела».

    Отталкиваясь от христианских идей, Федоров считал, что долг человека осуществить синтез теоретического и практического разума, чтобы стать Разумом вселенной. Путем знаний и действий человек должен превратить все силы природы в орудия и органы человечества. Достигнув управления природою, человечество может преодолеть главное зло – смерть. Небратское отношение людей и народов друг другу происходит из-за того, что под давлением смертоносных сил природы каждый человек занят делом личного самосохранения, а это ведет к эгоизму и раздробленности сил (т.н. зооморфический порядок). Отсюда проистекает разрыв на сословные и классовые противоречия, разрыв сущего и должного. Как писал Н.Ф. Федоров, «свободными делаются, а не рождаются; знание как лишь таковое, оставаясь знанием только, может открыть, конечно, одно лишь рабство, а не свободу». Только труд, руководствующийся великой идеей, приведет к преобразованию мира.

Научившись управлять силами природы, устранив голод и нужду, человечество устранит и причины розни между людьми, сосредоточив все силы на общем деле регуляции природы и даже космоса (например, управление метеорологическими процессами в целях обеспечения урожаев или использование электромагнитной энергии для управления движением Земли в мировом пространстве, превратив ее в “землеход”- судно для космических путешествий).

Как видим, Н.Ф. Федоров выдвигает идею сознательного управления эволюцией природы – овладение природными процессами и переустройство самого организма человека. Под изменением организма человека он понимал воскрешение предков (“соберите машину, и сознание вернется к ней”) как познание связи между атомами и молекулами и управление процессом жизни. Но Федоров предусматривал при этом изменение и внутреннего мира человека, которое приведет к новой форме общественного устройства, где будут господствовать психика, чувства и разум. Борьба со смертью и воскрешение человека порождает нравственную систему пробуждения любви к своим отцам, что в конечном итоге должно привести к всеобщему братству, созданию на основе единства сознания и действия идеального общественного строя. В таком обществе уже нет деления на сословия и классы, полицейского принуждения, а каждый исполняет свой долг. Поэтому «философия есть знание того, что должно быть, она есть план деятельности, который есть у всех людей. Наука же, изучающая то, что есть, дает лишь средства для действия». Вследствие этого учение Н.Ф. Федорова часто называют философией действия.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с развитием естествознания. Один из его представителей К.Э. Циолковский (1857 – 1935) признавал: «Я – чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи». При рассмотрении материи он выдвигал три начала, или принципа – время, пространство, сила. Главным у Циолковского являлось утверждение о монизме материи (рассмотрение многообразий явлений мира на основе единой субстанции). Его материя оживотворена, действует одновременно по законам не только физического, но и психического мира. Материя обладает чувствительностью, но только на разных уровнях. Эта чувствительность проявляется в двух измерениях – количественно и качественно. Все тела (живые и мертвые) обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству, степенью раздражимости. Такой подход можно назвать материалистическим панпсихизмом.

По мнению Циолковского, “атом всегда жив” и ему свойственны чувство радости и страдания. К его сущности относится и само “я” – сознание, разум. Этот всеобщий разум, основанный на “эгоизме” атома, доходит до совершенства в человеческих существах. Поэтому человеческий разум приобретает универсальное значение во Вселенной. Его роль состоит в пресечении зла в космосе, которое вызвано наличием регрессивной тенденции.

К.Э. Циолковский считал, что человек сумеет овладеть Вселенной, разум возвысится, а зло исчезнет. Для этого понадобится новое мировоззрение и этика – “нравственность земли и неба”. В первую очередь должно быть усовершенствовано само человечество, в котором еще слишком крепки звериные задатки. Во имя будущего, по мнению Циолковского, немногие сознательные существа должны взяться за труд по исправлению человеческой природы: уклоняющиеся ко злу люди оставляются без потомства, а “совершенные” будут заселять планеты. В конечном итоге изменится не только человечество, но и преобразится сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенного существования. Атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных и нигде не будет страданий.

Наиболее полно идеи русского космизма воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Он стремился определить место человека в космосе, предприняв попытку дать философское обоснование процессов развития природы и человеческого общества. В книге «Философские мысли натуралиста» он показал тесную связь философии и естествознания, раскрыл практическое применение философского подхода к пониманию путей развития цивилизации и человечества.

Главное открытие В.И. Вернадского в определении современной эпохи как переход от биосферы к ноосфере. Биосфера – область Земли, охваченная живым веществом, совокупностью живых организмов. Но в биосферу входит и неорганическое вещество, поэтому между органическими и неорганическими элементами идет непрерывный материальный и энергетический обмен.

С появлением человека увеличивается значение и степень воздействия на происходящие процессы. Биосфера меняется на глазах в условиях мышления и действий человека в планетарном аспекте. В геологической истории Земли начинается новая эра – антропологическая – “эра борьбы сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы”. В результате биосфера под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу (ноосфера – новое состояние биосферы, которое несет в себе черты человеческого труда). По мнению, В.И. Вернадского, «в ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

Человек есть определенная функция биосферы, переживающей в настоящее время главное геологическое изменение, а именно возникновение ноосферы. Развиваясь, ноосфера превращается в новую структурную часть космоса.

По мнению В.И. Вернадского, философия проникнута творческим сознанием личности. В ее основе – сомнение и рационалистическое обоснование существующего, так как философия никогда не решает загадки мира, она их ищет. А решает наука, которая рассеивает опасения за будущее человечества и открывает новые общепланетарные перспективы.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности русской философии?

2. Что такое исихазм? Какова его роль в российской культуре?

3. В чем суть спора иосифлян и нестяжателей? Какие философские аргументы применялись в споре стяжателей и нестяжателей?

4. В чем оригинальность и уникальность взглядов М.В. Ломоносова? Каковы воззрения Ломоносова на материю?

5. Каковы общественно-политические взгляды Радищева?

6. Как Чаадаев оценивал роль России в истории в прошлом и будущем? В чем видел П.Я. Чаадаев причину исторической отсталости России?

7. Как представлялся социализм Чернышевскому?

8. В чем суть почвенничества Достоевского? Как видел Ф.М. Достоевский развитие человека?

9. Каковы религиозно-этические взгляды Толстого?

10. Чем отличалась философия русского «Серебряного века»?

11. В чем суть философии всеединства Соловьева?

12. Каковы были взгляды Бердяева на творчество?

13. Как представлялся Сеченову феномен жизни?

14. Чем отличалась философия «русского космизма»?

15. Какова суть учения Федотова о супраморализме?

16. Каковы представления Циолковского о материи?

 

Темы рефератов

1. Своеобразие и уникальность российской философской традиции.

2. Философия и православие в русской истории.

3. Мистика исихазма.

4. Концепция старца Филофея: «Москва – третий Рим».

5. Полемика иосифлян и нестяжателей.

6. Философия Русского Возрождения и Просвещения.

7. Естественнонаучные воззрения Ломоносова.

8. П. Чаадаев: безумец или пророк?

9. Западники и славянофилы.

10. Религиозные и политические взгляды Ф.М. Достоевского.

11. Христианство по Л.Н. Толстому.

12. Философия всеединства В.С. Соловьева.

13. «Русская идея» Н. Бердяева.

14. Философия ортобиоза по И. Мечникову.

15. Взаимодействие человека и Космоса согласно К. Циолковскому.

 

Литература

Акулинин В.Н. Философия всеединства. – Новосибирск, 1990.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – 608 с.

Бердяев Н.А. Сочинения. – М., 2019.

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. – М., 2005.

Введение в русскую философию /Лазарев В.В. и др. – М., 1995.

Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. – 1999. – № 5.

Гасилин В.Н., Тепин Д.В., Хакимов М.З. Развитие мировоззрения всеединства: Н.О. Лосский, С.Л. Франк // Философия и общество. – 2007. – № 1. – С. 118 – 131.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб., 2007.

Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Л., 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. – Кн. 2. – М., 1996.

Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1995.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М., 1990.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Моисеев В.И. Логика всеединства. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 415 с.

Моисеев В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 400 с.

Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. – М., 2006.

Плимак Е.Г., Сабурова Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции // Вопросы философии. – 2006. – № 9.

Пуляева О.В. Проблема «Запад – Восток» в социальной философии Н.А. Бердяева // Философия и общество. – 2007. – № 1. – С. 145 – 157.

Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. – М., 2005.

Солнцев Н.В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты. – М., 2001.

Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. – М., 1990.

Философия не кончается… Из истории отечественной философии. ХХ в.: В 2 кн. – М., 1998.

Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2016.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2 т. – М., 1990.

Чаадаев П.Я. Философические письма // Соч. – М., 1989.

Шпет Г. Очерк развития русской философии // Соч. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: