Верицунов Сергей Алексеевич

студент 1 курса

Юридического факультета им. А. А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Изменение статьи о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов: значение для общества и России в целом

Аннотация: В данной статье подробно рассмотрено значение для российского общества предположительных поправок к Конституции РФ в 2020 году на примере конкретной статьи, а именно статьи о совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (72 статья). Было проанализировано изменение отдельных пунктов, их возможное влияние на различные сферы общественной жизни.

Ключевые слова: Конституция РФ, предметы ведения, социальная сфера, политика, сельское хозяйство

В 2020 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию предложил внести поправки в Конституцию. Как отметил Владимир Владимирович, такое решение продиктовано временем, с чем нельзя не согласиться. Действительно, нынешняя конституция, принятая больше 20 лет назад, хоть и претерпевала некоторые изменения, уже не отвечает тем реалиям, которые происходят в нашей стране на сегодняшний день. И я считаю, что внесение поправок в Конституцию в 2020 году, несомненно, окажет влияние на развитие общества, а также России в целом.

Более подробно хотел бы рассмотреть поправки к такой статье, как совместное ведение Российской Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции РФ) и составить возможный прогноз их влияния на российское общество. Изменения предлагается внести в частности в пункты «д, е, ж», а также предлагается добавить в данную статью пункт «ж1». Обо всём по порядку.

Рассмотрим первый пункт, которого коснутся изменения – пункт «д». В нём указаны следующие сферы совместного ведения России и ее субъектов: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры. Теперь же согласно законопроекту о поправках к Конституции, к этим сферам добавится сельское хозяйство. В связи с тем, что в России наблюдается тенденция к развитию, подъему сельского хозяйства, данное изменение крайне актуально. Если раньше деятельность, связанную с сельским хозяйством, можно было отнести к природопользованию, то сейчас, когда это уже крупная отдельная отрасль, развивающаяся быстрыми темпами, необходимо ее отделить от широкого термина природопользование. Такое изменение пункта позволит наиболее чётко провести границу между природопользованием и сельским хозяйством, что также может повлечь за собой издание новых нормативных актов или изменения/дополнения в старых.

Следующий пункт изменений-е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Теперь к нему может добавиться строка молодёжная политика. Ранее о молодёжной политике упоминалось лишь в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). Теперь по объективным причинам возникла необходимость закрепить молодёжную политику в высшем законе нашей страны, что достаточно значимо для нас свами, ведь молодежь является наиболее активной частью населения как в политическом, так и в социальном плане. И этим обуславливается закрепление молодёжной политики, как одного из основных направлений деятельности государства и его субъектов, дабы создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Более широким изменениям подвергнется пункт «ж», который дополнится пунктом «ж1». По ныне действующей Конституции в пункте «ж» указаны следующие предметы ведения: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В законе о поправках предлагают изложить его следующим образом: «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение». То есть пункт обрёл более социальный характер, что может свидетельствовать о всё большей заинтересованности государства в своих гражданах, о направлении деятельности государства в сторону улучшения качества, уровня жизни людей. Пункт «ж1» включает: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Несмотря на то, что нечто подобное изложено в статье 7 Конституции, данный пункт не потеряет свою значимость, а даже наоборот, дополнит данную статью, подчёркивая приоритеты государства в области семьи и брака (союз мужчины и женщины, обеспечение определённых условий для детей и т.д.).

Подводя итог, можно сказать, что перечисленные выше поправки всё же не лишены смысла. В них преобладают пункты, касающиеся социальной стороны государства, что, конечно, свидетельствует о расстановке приоритетов государства всё больше в сторону общества. Значение таких поправок следующее: для общества становится более понятным, какую политику в отношении них ведёт государство, для России же поправки значимы тем, что они дают более конкретные представления для органов власти о той или иной сфере, дают четко понять, какими средствами и методами пользоваться, при социальном, экономическом и политическом развитии страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: