Нарушения эмоциональной сферы

Нарушения эмоциональной сферы можно классифицировать по различным критериям: • содержание эмоций, степень их осознанности и реалистичности. Руководствуясь этим критерием, можно выделить депрессию, эйфорию, амбивалентность аффекта (под последним нарушением понимают одновременное наличие в сознании двух абсолютно разнонаправленных эмоций – любовь-ненависть, причем больной не чувствует необходимости сделать между ними выбор). В некоторых случаях нарушение эмоций по содержанию возможно установить, лишь определив соотношение эмоции с ситуацией ее проявления. В частности, сам по себе страх не является патологическим эмоциональным состоянием, однако в случае фобии он не связан с реальным источником опасности. Кроме того, неадекватность эмоций ситуации характерны для шизофрении, некоторых расстройств личности; • динамические характеристики эмоционального процесса. Для их определения необходимо оценить частоту возникновения, интенсивность и периодичность проявления эмоции. Эмоциональная неустойчивость наблюдается при астенических состояниях различного генеза, при некоторых формах расстройств личности, при тревожной депрессии, при церебральном атеросклерозе, при локальном поражении подкорковых структур, связанных с регуляцией функциональных состояний, при абстинентных синдромах, при посттравматическом стрессовом расстройстве; • формы проявления. Суть критерия в том, что одни нарушения эмоций носят фазовый характер (приступы паники), другие отражают относительно стабильные изменения эмоциональной сферы (расстройства настроения, эмоциональная холодность и пр.). Исследование эмоциональной сферы начинается с оценки внешнего вида и поведения больного, его манеры одеваться, говорить, его мимики, жестикуляции, характера предъявляемых жалоб. Например, о подавленном эмоциональном состоянии говорят многочисленные жалобы на здоровье, раздражительность, снижение скорости реакций. Больные в маниакальном состоянии неусидчивы, говорят громким голосом, оживленно жестикулируют. Больные в тревожном состоянии постоянно говорят о предмете своей тревоги, предъявляют очень большое количество жалоб, в том числе и на физические симптомы. Иногда данные наблюдения за больным, а также материал, получаемый в ходе клинической беседы, являются гораздо более ценными источниками информации, нежели результаты формализованных методик. В некоторых случаях необходимы дополнительные изменения условий обследования, чтобы проявились эмоциональные нарушения. Эти изменения могут касаться: • темпа предъявления заданий; • интенсивности эмоциональной нагрузки. Следует помнить, что не все эмоциональные нарушения предъявляются отчетливо и именно в той форме, в какой мы их ожидаем. Например, депрессия внешне не обязательно проявляется как подавленное настроение, а враждебность – в направленных против кого-либо действиях. Манера выполнения заданий (поспешность, замедленность, легкомысленность, характер ошибок, отношение к результатам работы, реакция на оценку, страх перед критикой и т.п.) также могут свидетельствовать об эмоциональных проблемах. К наиболее часто используемым формализованным методикам оценки эмоциональных состояний относят: • шкалы тревоги и депрессии • проективные методики («Несуществующее животное» и т.п.)1; • различные модификации Миннесотского многофакторного личностного опросника 2; • цветовой тест Люшера.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: