Практическое занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки.
Практическое занятие – форма организационного учебного процесса при использовании которого обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.
В методике преподавания выделяют практические занятия, направленные на формирование умений и навыков диагностических процедур, а также занятия, на которых формируются навыки и умения, связанные с коррекцией и развитием личности (развивающие и формирующие умения и навыки).
При формировании навыков и умений диагностики психического и личностного развития можно проводить самообследование (самотестирование) или обследование других (тестирование сокурсников).
Дидактическая цель: формирование практических умений: профессиональных (выполнение определенных действий, операций, необходимых в профессиональной деятельности) или учебных (умение решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности).
|
|
Функции практического занятия: укрепление теоретических знаний на практике; усвоение умений исследовательской работы; усвоение умений практической психологической работы; применение теоретических знаний для решения практических задач; самопознание, саморазвитие.
Типичные задания: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, групповые задания, эксперимент в парах, решение психологических задач, деловая игра, семинары, экскурсии, практикумы, практика на рабочем месте, лабораторные занятия, тесты.
Цель практических занятий: осмысление учебного материала.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
* подбор и составление вопросов;
* подбор задач, требующих анализа специальной литературы;
* подбор задач профессионального характера (запросы);
* диагностические задачи;
* тестовые задачи;
* средства наглядности (раздаточный материал, карточки, видеофильмы, аудиокассеты. слайды. фотографии).
На подготовительном этапе преподаватель объявляет тему практического занятия и задание для самостоятельной работы. Сам педагог готовит с помощью лаборантов кафедры стимульный (раздаточный) материал и бланки для тестирования. Например, по теме «Изучение акцентуаций характера личности», готовятся тексты теста Шмишека и бланки тестирования для каждого студента, дается задание студентам ознакомиться с видами акцентуаций по Леонгарду.
Во время проведения занятий студенты проводят самообследование, обрабатывают данные, делают выводы. По результатам самообследования оформляется по установленному образцу практическая работа, которая оценивается преподавателем.
|
|
В конце занятия проводится рефлексия по критериям: «Какие ощущения ты испытывал при самотестировании?», «Что тебе дало тестирование?». Если в процессе рефлексии у студента обнаружились негативные переживания, необходимо их проработать в группе или индивидуально и ни в коем случае не оставлять без внимания актуализированные на занятиях негативные переживания у студента.
Каждое практическое занятие педагогом анализируется с позиции его эффективности по определенным схемам.