В Древней Индии музыка была неотъемлемой частью жизни общины, где музыкантов окружали большим почётом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных обрядов. Ритуальные песнопения (более 1000 гимнов) собраны в «Ригведе» – одном из самых древних письменных памятников Индии (II тыс. до н. э.).
Музыка Древней Индии с давних пор неразрывна с поэзией, танцем и драматическим действием. Синтез этих искусств обозначается словом «сангита». Во многих индийских языках это слово означает «сведение воедино и выражение всего».
Богатство интонаций и ритмов в индийской музыке привело к появлению образов-мелодий, которые стали называть рага (в переводе означает «пробужденное чувство», «страсть»). Древнеиндийская музыка насчитывает 7 основных paг и 5 производных от каждой – рагини. Понятие «paгa» связано с выражением силы, мужества, героизма, а рагини ассоциируются с мелодиями, выражающими нежность, любовь, печаль и др. Раги призваны вызывать определенные чувства и состояния: шрингара – любовь, хасья – веселье, каруна – печаль, вира – героизм, рудра – гнев, бхаянока – страх, шанта – успокоение. Исполнение paг приурочивалось к определенному времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, полуденные, вечерние).
|
|
С древних времен в индийской музыке сохранились шрути (в переводе означает «слышать, различать») – наименьший интервал и средство музыкальной выразительности, способствующее выявлению того или иного эмоционально-психологического состояния – раса. Расстояние между двумя ступенями лада составляет ¼ тона, и каждый шрути имеет название, соответствующее характеру своего раса: неизменный, блистающий, прекрасный и т. д.
Одним из ранних известных трактатов по искусству является произведение энциклопедического характера под названием «Натьяшастра» («Учение о театральном искусстве»). В нем содержатся сведения о драматическом искусстве, танце, музыке, поэтике. Авторство это древнеиндийского текста на санскрите приписывают музыканту Бхарате Муни. Установить время его создания почти невозможно, но ряд ученых относит его к III-IV вв. до н. э.
В «Натьяшастре» систематизированы представления о шкале, ладах, интервалах. Бхарата Муни видит в музыке составную часть театра и рассматривает ее в триединстве искусства пения («гита»), игры на музыкальных инструментах («вадья») и искусства танца («натья»). Все три компонента объединяются в понятие «сангита».
В трактате подробно описываются разные формы вокальной и инструментальной музыки, музыкальные инструменты и состав театрального оркестра. Во введении излагаются мифы о происхождении драмы и музыкального искусства (создание музыки приписывают богу Брахме).
|
|
Индийский национальный инструментарий весьма разнообразен и насчитывает свыше 300 инструментов. Наиболее древний инструмент вина ассоциируется у индийцев с богиней мудрости, учености, музыки и искусств Сарасвати. По преданию, именно богиня знаний Сарасвати изобрела санскрит – язык древних индийцев и науку о музыке.
В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», созданном во второй половине I тысячелетия до н. э., описывается обучение Рамы и его трех братьев: «Когда принцам исполнилось пять лет, началось их учение, по закону. Их учителем был Васишта, и он обычным порядком начал с ними учебные занятия. Сперва помолился он Сарасвати, богине учения. Потом он мелом написал на полу гласные буквы и заставил принцев трижды пробежать по ним. Это был первый урок, за который царь послал мудрецу богатые подарки… Рама в особенности отличался. Он ни разу не ослушался своего учителя и не делал ничего такого, что могло бы возбудить его неудовольствие. Изучив буквы, он начал читать грамматику и в короткий срок научился говорить на 18 языках, потом петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать и всяким наукам».
Большую популярность получили струнные музыкальные инструменты ситар и саранги, которые использовались для аккомпанемента певцу. Из духовых музыкальных инструментов широко распространены флейта бансури (или мурали) и шахнаи, по звучанию напоминающий гобой.
Ударные музыкальные инструменты представлены в Индии особенно широко. К ним относятся барабаны мриданга и табла – один из самых усовершенствованных индийских барабанов, а также металлические тарелки картал и манджира.
Индийское воспитание существенно отличалось от китайского понимания гармонически развитого человека. У индусов религия составляла основу всей культуры, она же определяла и высшую цель воспитания. Китаец учился для практической, земной жизни, индус – для жизни идеальной, небесной.
В Древней Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично войти в свою касту. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности. Поэтому задача воспитания состояла в том, чтобы каждый в точности изучил правила и обязанности своей касты, и проявлял их в строгих завершенных обрядах.
Первые памятники индийской литературы – Веды – состоят из мифологических легенд, религиозных поучений, гимнов, напевов и изречений, относящихся к богослужению. Слово «веда» переводится индийского как «знание».
На протяжении нескольких веков священные книги – Веды и Упанищады, древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» передавались устно. Эти книги стали основой традиционного индийского образования, которое всегда было обращено к внутреннему миру человека, воспитанию его души. Носителем индийского образования являлась каста браминов, которые все учение и воспитание взяли в свои руки. Наставник – лицо высшее, священное. Ученик – слуга своего духовного отца. На изучение одной книги Веды отводилось 12 лет, для всех четырех – 48 лет.
Дворцы царей и раджей были центрами профессионального театра, танца, вокальной и инструментальной музыки. Высокого совершенства достигли женские хоры, исполнявшие песни унисонного склада и инструментальным сопровождением. Условность, символизм, стремление к роскоши звучания проникали в придворное искусство. Эмоциональному переживанию музыки в Древней Индии придавалось большое значение, это была целая философия музыки. Каждая интонация, даже отдельный звук (нада), мелодический оборот (рага) считались выразителями определенных чувств человека или образами явлений природы – растений, цветов, птиц. В течение нескольких веков сложились шастра – правила, нормы, предписывающие исполнение тех или иных рага в зависимости от времени года, дня и ночи.
|
|
Браминские общественные школы в Индии появились поздно, зато рано появились многочисленные школы письма и чтения. Учительство восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, сделали знание доступным другим. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретённые за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Постепенно возникла традиция гуру-шишья, т. е. прямая, непосредственная передача знаний от учителя (гуру) ученику (шишья). Система обучения гуру-шишья осуществлялась путем наставлений, бесед учителя с учеником, заучивания текстов. Непосредственная передача знаний от учителя ученику осуществлялась индивидуально, а также была направлена на воспитание характера ребенка и совершенствование его нравственных качеств.
Индийское музыкальное образование имело несколько стадий: детство (шайшава), юность (брахмагарья), жизнь домохозяина (грихастха) и стадия отрешения от мира (саннияса).
Музыкальное воспитание начиналось с раннего детства (шайшава), когда музыка воспринималась неосознанно, во время сна и игр. Обучение музыке начиналось с 7 лет. В период ученичества (брахмагарья) ученик жил в доме духовного наставника. Дети изучали ритмические формулы – тала, обозначения которых заимствованы из начальных слогов санскритских слов.
|
|
Работа с учеником была строго индивидуальной и вдумчивой. Особое внимание уделялось процессу формирования звука (свары), который воспроизводился по одному, медленно и без украшений. Важная составная часть этого процесса – воспитание умения медитировать над каждым звуком.
На следующем этапе (грихастха) ученик мог начинать выступать публично, обеспечивая себе свое существование. Постижение музыки и исполнительских навыков должно было продолжаться всю жизнь. На завершающей стадии (саннияса) музыкант прекращал свою деятельность, но ему разрешалось петь религиозные песнопения в честь бога Кришны и наставлять учеников.
В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. Индивидуальное обучение осуществлялось во множестве школ музыкального воспитания «гхарана», что в переводе и индийского означает «дом». Гхарана основывается только на родственных отношениях, и старший в гхаране считался духовным наставником гуру. Чтобы стать гуру, он должен воспитать не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений.
Музыкальная культура и воспитание Древнего Востока свидетельствует о богатстве того вклада, который внесли страны этого региона. Однако подлинная и высшая кульминация в истории музыкального образования Древнего мира была достигнута в период античных цивилизаций.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Расскажите, откуда история педагогики музыкального образования черпает сведения о воспитании в период древневосточных цивилизаций?
2. Обоснуйте, почему миф имел важное значение для развития музыкально-педагогической мысли.
3. Проанализируйте один из древневосточных мифов (к примеру, мифы и легенды «Принцесса и музыкант», о Птахе, Раме, Нараде, Гутилле-музыканте). Как описывается в них процесс обучения музыке?
4. Почему в мифах музыкантам приписываются сверхмузыкальные способности? Докажите эту точку зрения примерами из мифов Древнего Востока.
5. Назовите страну, в которой складывается одна из древнейших музыкальных культур. Сохранилась ли в ней музыкальная письменность?
6. Назовите музыкальные инструменты, которые звучали в храмах и при дворе фараонов в Древнем Египте.
7. Когда появились первые школы в Древнем Египте? Каким предметам обучали в разных типах учебных заведений?
8. Раскройте особенности музыкального воспитания в Древнем Египте. Какова его цель?
9. Дайте характеристику формам обучения музыке, которые существовали в Древнем Египте. Каким сословиям было доступно общее и музыкальное образование?
10. По каким историческим памятникам можно судить о высоком уровне развития музыкальной культуры Древнего Египта?
11. Проанализируйте особенности музыкального воспитания в Древнем Китае. Какова его цель?
12. В чем суть педагогических взглядов Конфуция? На какие труды Конфуция опираются учителя в течение многих веков?
13. Почему идеи философа остаются актуальными и в наше время? Приведите примеры его высказываний о воспитании и обучении детей.
14. Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что когда музыка фальшива, когда расстроены звуки, тогда нормы поведения между людьми нарушены и государство находится на краю гибели? Проанализируйте отрывок из его трактата «Юэцзи»: «Когда первая нота расстроена, то звук грубый. Значит князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный. Значит чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук печальный – народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный - трудовая повинность тяжелая. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный – вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие».
15. Проанализируйте элементы музыкального языка Древней Индии. Чем средства музыкальной выразительности отличаются от европейской музыки?
16. Что общего и различного в музыкальной культуре Древнего Китая и Древней Индии? Назовите музыкальные инструменты, которые были известны в странах Древнего Востока.
17. Назовите литературные произведения, которые легли в основу индийского музыкального воспитания. Чем отличается цель индийского воспитания от китайского?
18. В чем заключаются особенности музыкального воспитания по системе гуру-шишья? Какой подход в обучении музыкантов был ведущим?
19. Назовите наиболее известные древние трактаты о музыке, которые повлияли на дальнейшее развитие теории музыки.
Понятийно-терминологический словарь: древневосточные цивилизации, миф, музыка, музыкальные инструменты, музыкальная культура, музыкальный язык, музыкальное воспитание, трактат, традиция, философия, школа.
Литература
1. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. – СПб., 1995.
2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть 1. – М.: Гос. муз. изд-во, 1960. Раздел второй.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Есипова М. В. Музыкальное видение и идеал гармонии в древней китайской культуре // Вопросы философии. – 1994. – № 6. – С. 82-88.
5. Клепиков В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73-80.
6. Музыкальная эстетика стран Востока /общ. и вступ. статья В.П. Шестакова. – Л.: Музыка, 1967.
7. Музыкальный энциклопедический словарь /гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
8. Музыкальная энциклопедия /под ред. Ю.В. Келдыша [электронный ресурс]. – М., 2006.
9. Надолинская Т.В. История музыкального образования: от древности до конца XVIII века: учебник для бакалавров. магистров педагогических институтов и университетов [электронный ресурс]. – Таганрог, 2016.
10.Риман Г. Музыкальный словарь /пер. с 5-го немецкого издания Б. Юргенсона [электронный ресурс]. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
1. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб., 1997. (Глава 1).
2. Шапинская Е. Некоторые проблемы эстетического воспитания в Индии: традиции и современность // Искусство в школе. – 1993. – № 3. – С. 65-70.