Музыкальное воспитание и образование в Древней Индии

 

В Древней Индии музыка была неотъемлемой частью жизни общины, где музыкантов окружали большим почётом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных обрядов. Ритуальные песнопения (более 1000 гимнов) собраны в «Ригведе» – одном из самых древних письменных памятников Индии (II тыс. до н. э.).

Музыка Древней Индии с давних пор неразрывна с поэзией, танцем и драматическим действием. Синтез этих искусств обозначается словом «сан­гита». Во многих индийских языках это слово означает «сведение воедино и выражение всего».

Богатство ин­тонаций и ритмов в индийской музыке привело к появлению обра­зов-мелодий, которые стали называть рага (в переводе означает «пробужденное чувство», «страсть»). Древнеиндийская музыка насчитывает 7 основных paг и 5 производных от каждой – рагини. Понятие «paгa» связано с выражением силы, мужества, героизма, а рагини ассоциируются с мелодиями, выражающими нежность, любовь, печаль и др. Раги призваны вызывать определенные чувства и со­стояния: шрингара – лю­бовь, хасья – веселье, каруна – печаль, вира – геро­изм, рудра – гнев, бхаянока – страх, шанта – успокоение. Исполнение paг приурочивалось к определен­ному времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, по­луденные, вечерние).

С древних времен в индийской музыке сохранились шрути (в переводе озна­чает «слышать, различать») – наименьший интервал и средство музыкальной выразительности, способствующее выяв­лению того или иного эмоцио­нально-психологического состояния – раса. Расстояние между двумя ступе­нями лада составляет ¼ тона, и каждый шрути имеет название, соответству­ющее характеру своего раса: не­изменный, блистающий, прекрасный и т. д.

Одним из ранних известных трактатов по искусству явля­ется произведение эн­циклопедического характера под названием «Натьяшастра» («Учение о театральном искусстве»). В нем содержатся сведения о драматическом искус­стве, танце, музыке, поэтике. Авторство это древнеиндийского текста на сан­скрите приписывают музыканту Бхарате Муни. Установить время его созда­ния почти невозможно, но ряд ученых относит его к III-IV вв. до н. э.

В «Натья­шастре» систематизированы представления о шкале, ладах, интервалах. Бха­рата Муни видит в музыке составную часть театра и рассматривает ее в триедин­стве искусства пения («гита»), игры на музыкальных инструментах («вадья») и искусства танца («натья»). Все три компонента объединяются в понятие «сангита».

В трактате подробно описываются разные формы вокальной и ин­струментальной музыки, музыкальные инструменты и состав театрального оркестра. Во введении излагаются мифы о происхождении драмы и музы­кального искусства (создание музыки приписывают богу Брахме).

Индийский национальный инструментарий весьма разнообразен и на­считывает свыше 300 инструментов. Наиболее древний инструмент вина ассоцииру­ется у индийцев с богиней мудрости, учености, музыки и искусств Сарасвати. По преданию, именно богиня знаний Сарасвати изобрела санскрит – язык древних индийцев и науку о музыке.

В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», созданном во второй половине I тысячелетия до н. э., описывается обучение Рамы и его трех братьев: «Когда принцам исполнилось пять лет, началось их учение, по закону. Их учителем был Васишта, и он обычным порядком начал с ними учебные занятия. Сперва помолился он Сарасвати, богине учения. Потом он мелом написал на полу гласные буквы и заставил принцев трижды пробежать по ним. Это был первый урок, за который царь послал мудрецу богатые подарки… Рама в особенности отличался. Он ни разу не ослушался своего учителя и не делал ничего такого, что могло бы возбудить его неудовольствие. Изучив буквы, он начал читать грамматику и в короткий срок научился говорить на 18 языках, потом петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать и всяким наукам».

Большую популярность полу­чили струнные музыкальные инструменты ситар и саранги, которые исполь­зовались для аккомпанемента певцу. Из ду­ховых музыкальных инструментов широко распространены флейта бансури (или мурали) и шахнаи, по звуча­нию напоминающий гобой.

Ударные музы­кальные инструменты представ­лены в Индии особенно широко. К ним отно­сятся барабаны мриданга и табла – один из самых усовершенствованных ин­дийских барабанов, а также метал­лические тарелки картал и манджира.

Индийское воспитание существенно отличалось от китайского пони­мания гармонически развитого человека. У индусов религия составляла ос­нову всей культуры, она же определяла и высшую цель воспитания. Китаец учился для практической, земной жизни, индус – для жизни идеальной, не­бесной.

В Древней Индии сложилась особая кастовая система общественного устрой­ства. Вплоть до V в. до н. э. воспитание и обучение в Древней Индии осно­вывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично войти в свою касту. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чис­тоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и муже­ства, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности. По­этому задача воспитания состояла в том, чтобы каждый в точности изучил правила и обязанности своей касты, и проявлял их в строгих завершенных об­рядах.

Первые памятники индийской литературы – Веды – состоят из мифоло­гических легенд, религиозных поучений, гимнов, напевов и изречений, отно­сящихся к богослужению. Слово «веда» переводится индийского как «знание».

На про­тяжении нескольких веков священные книги – Веды и Упанищады, древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» передавались устно. Эти книги стали ос­новой традиционного индийского образования, которое всегда было обра­щено к внутреннему миру человека, воспитанию его души. Носителем индийского образования являлась каста браминов, которые все учение и воспитание взяли в свои руки. Наставник – лицо высшее, свя­щенное. Ученик – слуга своего духовного отца. На изучение одной книги Веды отводилось 12 лет, для всех четырех – 48 лет.

Дворцы царей и раджей были центрами профессионального театра, танца, вокальной и инструментальной музыки. Высокого совершенства дос­тигли женские хоры, исполнявшие песни унисонного склада и инструмен­тальным сопровождением. Условность, символизм, стремление к роскоши звучания проникали в придворное искусство. Эмоциональному переживанию музыки в Древней Индии придавалось большое значение, это была целая философия музыки. Каждая интонация, даже отдельный звук (нада), мелодический оборот (рага) считались выразителями определенных чувств человека или образами явлений природы – растений, цветов, птиц. В течение нескольких веков сложились шастра – правила, нормы, предписывающие исполнение тех или иных рага в зависи­мости от времени года, дня и ночи.

Браминские общественные школы в Индии появились поздно, зато рано появились многочисленные школы письма и чтения. Учительство восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, сделали знание доступным другим. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретённые за долгие годы отшельни­ческой жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное соз­нание в ведическую эпоху. Постепенно возникла традиция гуру-шишья, т. е. прямая, не­посредственная передача знаний от учителя (гуру) ученику (шишья). Система обучения гуру-шишья осуще­ствлялась путем наставлений, бесед учителя с учеником, заучивания текстов. Непосредственная передача знаний от учи­теля ученику осуществлялась индивидуально, а также была направлена на воспита­ние характера ребенка и совершенствование его нравственных качеств.

Индийское музыкальное образование имело несколько стадий: детство (шайшава), юность (брахмагарья), жизнь домохозяина (грихастха) и стадия отрешения от мира (саннияса).

Музыкальное воспитание начиналось с раннего детства (шайшава), ко­гда музыка воспринималась неосознанно, во время сна и игр. Обучение музыке начиналось с 7 лет. В период ученичества (брахмагарья) ученик жил в доме духовного наставника. Дети изучали ритмические формулы – тала, обозначения которых заимствованы из начальных слогов санскритских слов.

Работа с учеником была строго индивидуальной и вдумчивой. Особое внимание уделялось процессу формирования звука (свары), который воспро­изводился по одному, медленно и без украшений. Важная составная часть этого процесса – воспитание умения медитировать над каждым звуком.

На следующем этапе (грихастха) ученик мог начинать высту­пать публично, обеспечивая себе свое существование. Постижение музыки и исполнительских навыков должно было продолжаться всю жизнь. На завер­шающей стадии (саннияса) музыкант прекращал свою деятельность, но ему разрешалось петь религиозные песнопения в честь бога Кришны и настав­лять учеников.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, при­чем роль семьи была доминирующей. Индивидуальное обучение осуществлялось во множестве школ музыкального воспитания «гхарана», что в переводе и индийского означает «дом». Гхарана основывается только на родственных отношениях, и старший в гхаране счи­тался духовным наставником гуру. Чтобы стать гуру, он должен воспитать не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений.

Музыкальная культура и воспитание Древнего Востока свидетельст­вует о богатстве того вклада, который внесли страны этого региона. Однако подлинная и высшая кульминация в истории музыкального образования Древнего мира была достиг­нута в период античных цивилизаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, откуда история педагогики музыкального образования черпает сведения о воспитании в период древневосточных цивилиза­ций?

2. Обоснуйте, почему миф имел важное значение для развития музыкально-педаго­гической мысли.

3. Проанализируйте один из древневосточных мифов (к примеру, мифы и легенды «Принцесса и му­зыкант», о Птахе, Раме, Нараде, Гутилле-музы­канте). Как описывается в них процесс обучения музыке?

4. Почему в мифах музыкантам приписываются сверхмузыкальные спо­собности? Докажите эту точку зрения примерами из мифов Древнего Востока.

5. Назовите страну, в которой складывается одна из древнейших музыкальных культур. Сохранилась ли в ней музыкальная письменность?

6. Назовите музыкальные инструменты, которые звучали в храмах и при дворе фараонов в Древнем Египте.

7. Когда появились первые школы в Древнем Египте? Каким предметам обучали в разных типах учебных заведений?

8. Раскройте особенности музыкального воспитания в Древнем Египте. Какова его цель?

9. Дайте характеристику формам обучения музыке, которые существо­вали в Древнем Египте. Каким сословиям было доступно общее и музыкальное образование?

10. По каким историческим памятникам можно судить о высоком уровне развития музыкальной культуры Древнего Египта?

11. Проанализируйте особенности музыкального воспитания в Древ­нем Китае. Какова его цель?

12. В чем суть педагогических взглядов Конфуция? На какие труды Кон­фуция опираются учителя в течение многих веков?

13. Почему идеи фило­софа остаются актуальными и в наше время? Приведите примеры его высказываний о воспитании и обучении детей.

14. Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что когда музыка фаль­шива, когда расстроены звуки, тогда нормы поведения между людьми нару­шены и государство находится на краю гибели? Проанализируйте отрывок из его трактата «Юэцзи»: «Когда первая нота расстроена, то звук грубый. Зна­чит князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный. Значит чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук пе­чальный – народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный - трудовая повинность тяжелая. Когда расстроена пятая нота, звук оборван­ный – вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает все­общее равнодушие».

15. Проанализируйте элементы музыкального языка Древней Ин­дии. Чем средства музыкальной выразительности отличаются от европейской музыки?

16. Что общего и различного в музыкальной культуре Древнего Китая и Древней Индии? Назовите музыкальные инструменты, которые были из­вестны в странах Древнего Востока.

17. Назовите литературные произведения, которые легли в основу индий­ского музыкального воспитания. Чем отличается цель индийского вос­пи­тания от китайского?

18. В чем заключаются особенности музыкального воспитания по си­стеме гуру-шишья? Какой подход в обучении музыкан­тов был ведущим?

19. Назовите наиболее известные древние трактаты о музыке, которые повлияли на дальнейшее развитие теории музыки.

 

Понятийно-терминологический словарь: древневосточные цивили­зации, миф, музыка, музыкальные инструменты, музыкальная культура, му­зыкальный язык, музыкальное воспитание, трактат, традиция, философия, школа.

Литература

1. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. – СПб., 1995.

2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть 1. – М.: Гос. муз. изд-во, 1960. Раздел второй.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педву­зов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Есипова М. В. Музыкальное видение и идеал гармонии в древней ки­тайской культуре // Вопросы философии. – 1994. – № 6. – С. 82-88.

5. Клепиков В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73-80.

6. Музыкальная эстетика стран Востока /общ. и вступ. статья В.П. Ше­стакова. – Л.: Музыка, 1967.

7. Музыкальный энциклопедический словарь /гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

8. Музыкальная энциклопедия /под ред. Ю.В. Келдыша [электронный ре­сурс]. – М., 2006.

9. Надолинская Т.В. История музыкального образования: от древности до конца XVIII века: учебник для бакалавров. магистров педагогических институтов и университетов [электронный ресурс]. – Таганрог, 2016.

10.Риман Г. Музыкальный словарь /пер. с 5-го немецкого издания Б. Юрген­сона [электронный ресурс]. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

1. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб., 1997. (Глава 1).

2. Шапинская Е. Некоторые проблемы эстетического воспитания в Ин­дии: традиции и современность // Искусство в школе. – 1993. – № 3. – С. 65-70.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: