Воспитание и образование в Древней Греции

 

Античный идеал всесторонне образованного человека был сформирован еще с гомеровских времен. В эпической поэме «Иллиаде» Гомера идеальной парой «учитель-ученик» являются кентаврХирони главный герой эпоса Ахилл. Военные, спортивно-игровые, медицинские, ораторские, музыкальные умения и навыки Ахилла – вот необходимый круг знаний, которые стали основой концепции enkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний). В своем законченном виде эта концепция окончательно сформировалась в IV в. до н. э. Она включала в себя обязательные занятия музыкой и спортом на начальном (от 7 до 13 лет) и среднем (от 13 до 18 лет) этапах обучения. На первой ступени образования дети обучались чтению, письму и счету, а также музыке и гимнастике. Программа средней ступени обучения предполагала усвоение знаний в объеме квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) наряду с изучением языка и литературы.

Культура и традиции эллинов проявились в уникальной системе государственного воспитания, основой которого было эстетическое воспитание. Не случайно термин «образованный» был синонимом «мусическому», т. е. «воспитанному при помощи искусства».

Школа эллинов создала свои традиции, некоторые из них не утратили своего значения и в наши дни. Все учителя пользовались творческой свободой, не существовало строго регламентированных программ обучения, и педагоги могли составлять программы и выбирать методы обучения по собственному усмотрению. Важен был достигнутый результат, который оценивало общество.

Музыкальное воспитание в Древней Греции контролировалось государством и обществом. Специальные законодательные акты предписывали грекам обязательное приобщение к музыкальному искусству. Например, в Спарте, Фивах и Афинах свободный гражданин обучался игре на авлосе. Пение в хоре было государственной обязанностью молодых греков. В ряде городов (Аркадии и др.) обучение молодежи музыке продолжалось до 30 лет.

В области инструментальной музыки преобладали методы индивидуального обучения. Изображение занятий мастера с учеником – частый сюжет античной вазовой росписи. Наиболее употребительными инструментами в музыкальном обучении были флейта (авлос), кифара и лира, хотя греки знали и множество других: арфу, ксилофон, сирингу, трубу, тамбурин, кастаньеты.

Характерной чертой системы воспитания в Древней Греции являлось сочетание музыки с поэзией и танцем. Так, мифы, в которых греки видели основу духовного воспитания, воспроизводились в действии, пении, танцах. На высшей ступени образования, посвященной изучению философии, занятия музыкой не предусматривались.

Среди античных цивилизаций Древняя Греция выделяется тем, что состояла из множества (до 2000) мелких государств, представлявших собой город или деревню. Каждое государство вело самостоятельную жизнь. В Древней Греции выделяются два типичных государства: одно с населением дорийского племени (Спарта), другое – ионического племени (Афины).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: