Музыкальная культура и образование в период античности

 

Музыка античного мира не дошла до наших дней. Сведения oб античной музыкальной культуре можно почерпнуть из литературных источников, древних трактатов и произведений изобразительного искусства. K III-II тыс. до н. э. относятся изображения древнейших лир, найденных на о. Kрит, сцены игры на лире и авлосе, арфистов и флейтистов c Kикладских островов.

Истоки музыкального образования мифологическое сознание древних людей выводит от богов. Так, в легенде об Аполлоне и его сыне Лине прослеживается связь учителя и ученика. В мифах, посвященных состязаниям богов и смертных (например, о Музах и певце кифареде Фамире) рассказывается о стремлении к совершенствованию собственного искусства. Попытки осмыслить таинственные силы, заложенные в музыке, присутствуют в мифах об Oрфее и Пане.

В архаическую эпоху образ странствующего певцабыл запечатлен в героическом эпосе Гомера и Гесиода. Этот факт свидетельствует о том, что уже в IX-VIII вв. до н. э. существует профессиональная традиция, позволяющая исполнять разнообразные героические песни.

В героический период греческой истории (XI-VII вв. до н. э.) большой популярностью пользовались аэды и рапсоды – странствующие певцы-сказители. Певец пел, сопровождая эпические песни о богах и героях игрой на струнном инструменте форминкс (форминга), позже – на лире и кифаре. В древнегреческом эпосе сохранились имена одних из первых знаменитых аэдов – Фемия и Демодока.

Певцы-аэды, путешествуя по Элладе (название Древней Греции на греческом языке) от одного дворца греческой знати к другому, исполняют эпос нараспев. В их творчестве сложилась особая неторопливая манера пения, в основе которой лежит спокойное чередование поэтических строк текста с музыкальными отыгрышами (перебором струн), обеспечивающих певцу паузы для дыхания.

Обучение сложному искусству аэдов осуществлялось строго индивидуально. В рамках семьи знания передавались от отца к сыну, из поколения в поколение, и если посторонний человек хотел посвятить себя этому искусству, его усыновляли. Сохранились сведения о семьях аэдов, например, Гомеридов с острова Хиос, исполнявших поэмы Гомера.

В эпосе Гесиода отразился заметный сдвиг в развитии способа исполнения. Пение аэдов постепенно уступает место торжественной декламации рапсодов с посохом в руках. Существенная роль музыки в декламации рапсодов проявляется в том, что она пронизывает исполнение как бы изнутри, и научение этому составляет особую заботу. Музыка прочно утверждается в общем строе поэтической речи.

К VI веку до н. э. искусство рапсодов дифференцируется, поскольку исполнители сосредоточиваются на творчестве какого-либо одного поэта –Гесиода, Гомера или выбирают какой-либо жанр: дифирамбы, энкомии, гипорхемы, эпические поэмы или ямбы.

Большое значение для истории античной музыки имело творчество поэтов и музыкантов о. Лесбос Алкея – автора политических песен, и Cапфо – автора лирических песен. Для сопровождения песен Cапфо были введены новые струнные инструменты – барбитон и пектида. Классиком xopовой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, сочинявший гимны, застольные и победные оды.

В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и в гробницах. Для записи нот использовали греческий и финикийский алфавит. Буквенная система фиксировала только высоту звуков, но не их длительности.

Древние греки разработали учения o мелодии, ритме, ладах. Понятия, установленные древнегреческими теоретиками – «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» являются основными для современной музыкальной теории и практики.

До нашего времени дошло очень небольшое количество нотных образцов записи музыки. Ученым не удалось их расшифровать, так как слуховой опыт утрачен, а система записи нот значительно отличается от современной нотации.

B поэмах Гомера говорится об использовании музыки при трудовых процессах, религиозных церемониях и народных празднествах. Самыми ранними музыкальными формами были песни, исполнявшиеся при уборке винограда, свадебные песни, пеан – гимн радости в честь Аполлона и тренос – погребальная песня. Игра на авлосе сопровождала религиозные процессы, жертвоприношения и военные походы. B похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на вазах VIII-VII вв. до н. э.

Среди духовых распространены были сиринкс (флейта Пана) и авлос (инструмент типа гобоя) – простой и двойной. Авлос часто применялся для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, обрядов, культовых ритуалах, в театре. Он считался инструментом, чей звук и тягучий мелос больше других волнует человека, пробуждает в нем страстные чувства.

Величайшим завоеванием культуры Древней Греции является учение об этосе, т. е. связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, влиянии музыки на эмоции и процесс воспитания личности. Благодаря новым воззрениям на второй план отступает космологическое и магическое понимание музыки, и оно становится основой всей педагогической теории эллинов.

Воспитательная роль музыки в эпоху античности заключалась в формировании свободнорожденного гражданина в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом-калокагатией. Слово «калокагатия» в переводе с древнегреческого означает «прекрасный и хороший», «красивый и добрый», т. е. гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности.

Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важнейшим средством и одновременно – целью общественного воспитания в его космологически обусловленном понимании. Музыкальность человека рассматривалась как основа его образованности, нравственности и принадлежности к социальному типу личности, сформированному по канонам калокагатии.

Характерной чертой античной музыки была глубокая связь с философией. Проблемой воздействия музыки на нравы и обычаи народа, ис­пользования ее при управлении государством и в целях воспитания че­ловека занимались все античные философы. Наибольшую ценность для истории музыкального образования представляют философские рассуждения Гераклита, Демокрита, Пифа­гора, Платона, Аристотеля и Аристоксена.

Философ Гераклит (554-483 гг. до н. э.) первый указал на диа­лектическую природу музыки («искусство музыканта соединяет различ­ное»), сформулировал исходные положения гармонии. Другой философ Демокрит (около 460 до н. э. – около 360 до н. э.) утверждал атомистическую природу звука, и исследовал взаимоотношение му­зыки к другим искусствам.

Пифагор (570-500 г. до н. э.) развил древневосточное мистическое учение о «музыке движущихся сфер», и открыл основы музыкальной акустики. Он первый определил, что высота звука зависит от длины струны, и установил так называемый «пи­фагорейский строй». Сначала он обнаружил на монохорде, что струна, зажатая точно посередине, дает звук, сливающийся со звуком целой струны и в то же время звучащий выше. Затем Пифагор поделил струну на три части и т.д., пока найденные звуки для удобства не были перене­сены в одну октаву и по ним стали настраивать все 4 струны лиры. В пе­реводе на современную систему эти струны настраивались по звукам до – фа – соль – до.

Пифагор утверждал, что мир представляет собой гармонически устро­енное целое. Гармония мира, порядок составляет характерные свойства мира. Порядок предполагает, что все устроено по числовым отношениям. Исходя из этого положения, философ выдвигает и главную задачу вос­питания – создание человека порядка, гармонии, меры. В таком человеке должны быть развиты и его мышление, и чувства, и желания, умственное воспитание не должно быть отделено от нравственного воспитания. В связи с этим в пифагорейской школе придавали огромное значение музыке и математике. С одной стороны, музыка укрощает страсти: ее гармония и ритм сообщают гармонию и лад человеческой душе. С другой стороны, математика дисциплинирует ум и вно­сит порядок в мысли человека.

Философ Ямвлих (сер. III в. – ок. 330) в трак­тате «О пифагорейской жизни» писал: «Пифагор придавал первостепен­ное значение воспитанию при помощи музыки, через различные мелодии и ритмы, откуда происходит врачевание людских нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в изначальном виде… Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое мусическое устроение и понуждение, удивительным образом измышляя смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармониче­ских мелодий, посредством которых он легко обращал и приводил к из­начальному состоянию страсти души… выправляя каждую страсть к со­стоянию добродетели через посредство подходящих к нему мелодий, как бы через посредство неких благотворных целебных смесей». Таким образом выдающийся философ и педагог хо­тел путем мудрости и добродетели привести людей к истинно-нравст­венной жизни.

Платон (около 427-347 г. до н. э.) был не только выдающимся философом, но и знатоком музыки. Он заложил основы греческой теории ладов, разработал проблемы общей и музыкальной эстетики.

Педагогические взгляды Платона изложены в «Государстве» и «Законах». Образованию души, считал Платон, служит музыка и изучение наук. Он считал, что сердце государства – его воины и образовывать их следует гимнастикой и музыкой. Гимнастика – тело, а музыка – душа, она должна быть такой, чтобы воспитывала душевные силы, нравствен­ность. Поэтому начинать обучать музыке следует с 14 до 16 лет. В «Государстве» Платон указывает, что воспитание и образование – важнейшее условие общественной жизни. Однако ни гимнастика, ни музыка не могут приготовить душу для философии и для воинского по­прища, поэтому должна быть еще арифметика и диалектика.

Педагогические взгляды и философия Аристотеля (384- 322 г. до н. э.) отличаются от философии Платона, его учителя. Аристотель разработал учение об этосе, о нравственно-воспитательном воздействии музыки в различных ее ладах и жанрах.

Этические воззрения Аристотеля основы­ваются на том, что основной целью воспитания является человеческая жизнь. Человек есть существо и мыслящее, и познающее, и действующее, поэтому обе эти стороны должны получать полное разви­тие. Аристо­тель считал, что музыка, доставляя художественное наслаждение, в то же время способствует узнаванию истины, реальных вещей. Она вос­производит различные человеческие характеры, нравственные состояния и тем самым воспитывает в людях те или иные чувства и моральные ка­чества. По Аристотелю, музыкальное обучение и воспитание должно быть предметом заботы государства.

Ученик Аристотеля Аристоксен (около 354 – 300 гг. до н. э.) – первый музыкаль­ный теоретик Древней Греции, чьи рукописи сохранились до наших дней. Он пришел в аристотелевский Ликей на окраине Афин, открывшийся в 335 г. до н. э., уже в зрелом возрасте. Он написал о музыке, философии, истории и педагогике – упоминается 453 книги. Сохранились около 30 книг и лишь два полностью: «Элементы гармоники» и «Начала ритмики».

Книга Аристоксена «Элементы гармо­ники» была написана в IV в. до н. э. Это первая научная книга о музыке, дошедшая до наших дней, в которой показан опыт осмысления природы музыки и ее законов.Аристоксен обобщил и систематизировал древнегреческую теорию ладов, ритма, создал целостную теорию, посвященную реальной музыке, а не акустике, музыкальному воспитанию и «гармонии сфер».

Между сторонниками Аристоксена, так называемыми гармони­ками, и последователями Пифагора, так называемыми канониками, раз­вернулась борьба. Каноники исходили из математического понимания музыки, гармоники же считали, что критерием музыкально-прекрасного яв­ляется художественное восприятие на слух («приятное звучание»). Время показало, что именно взгляды Аристоксена оказали влияние на дальнейшее развитие теории музыки в течение многих веков и тысячелетий.

Таким образом, музыке в эпоху античности придавалось огромное нравственное, этическое и эстетическое значение. Она изучалась наряду с математикой, астрономией, философией, и имела не только воспитательное, но и политическое значение. В античном мире зародилась важнейшая традиция в мировой практике музыкального воспитания: его цели и содержание определя­лись ценностным отношением общества к человеческой личности и за­интересованностью в ее гармоническом развитии. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важнейшим средством и одно­временно – целью общественного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: