Музыкальное воспитание и образование Древнем Китае

 

Сведения о музыкальном воспитании и культуре Древнего Китая дошли до нас в наиболее полном объеме, поскольку сама музыка была под контролем государства. Установление точного музыкального строя, набор инструментов, их строение проводилось путем реформ, утверждаемых императором, поэтому они сохранились во дворцах китайской знати с VI-V вв. до н. э. до IX в.

Китайская музыка – одна из древнейших в мировой музыкальной куль­туре. Первые документальные свидетельства о музыке относятся к XVI-XI вв. до н. э. Её истоки восходят к племенным песням и пляскам, которые имели ри­туальный характер и достигли высокого развития уже во II тыс. до н. э. Об­ряды, посвященные сбору урожая и жертвоприношениям духам, сопровож­дались игрой на ударных инструментах – кожаном барабане, металлических колоколах чжун и колокольчиках лин, бамбуковой дудке и др.

В древних текстах (XI-VI вв. до н. э.) слово «юэ» в переводе с китайского означает не только музыку, но и всю ритмически организованную праздничную сферу жизни. Оно включает в себя поэзию, танец, живопись, архитектуру, общий ритуал. Очевидно, музыка была тесно связана со всеми сферами жизни и деятельности человека. В Древнем Китае музыка часто использовалась и как средство лечения от разных болезней, очищения души и сознания.

Музыка записывалась с помощью иероглифов. Традиционная китайская нотация изображает ноты вертикальными колонками иероглифических знаков, расположенными справа налево.

Обратите внимание на изображение древнего китайского иероглифа «юэ». Кроме значения «музыка» этот иероглиф также означает «радость», «наслаждение».

Развитию музыкального образования в Древнем Китае способствовала разработка теории музыки. В китайской музыке была принята система люй-люй (строй, мера), которая появилась около 550 г. до н. э. В ее основе лежит 12-ступенный звукоряд, который был образован 12 бамбуковыми трубками разной величины. Каждый из двенадцати звуков имел глубокий смысл: нечетные звуки воплощали светлые силы неба – ян, четные – темные, пассивные силы земли – инь. Все вместе они выражали смену 12 месяцев в году и часов в сут­ках. Кроме того, первый звук «хуан-чжун» («желтый колокол») символизировал императорскую власть.

Позднее из системы люй-люй было выделено 5 важнейших тонов, обра­зовавших пентатонику. Происхождение ступеней пентатоники во многом объяснялось подражанием природе: 1-й звук – гром; 2-й – шум ветра в вет­вях; 3-й – потрескивание дров в огне; 4-5-й – журчание ручья. Звуки обо­значались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение. В XII в. к пентатонике добавились две ступени («бянь-чжи», «бянь-чун») на расстоянии полутона перед квинтой и октавой. Такой звукоряд (лидийская гамма) мог звучать от любой ступени шкалы «люй».

Образование и воспитание китайского народа шло особым путем и представляет собой восточный тип воспитания, где господствовала теория послушания. Уважение к учителю переходит в почтение к старости, а настав­ник почитается, как отец.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в III тыся­челетии до н. э. Они назывались сян (место, где старики учат молодых) и сюй (место, где молодые изучают военное дело). Позже для обозначения учебного заведения стали пользоваться словом сюэ, которое означает «учить», «учиться». В этих заведениях могли учиться только дети свободных и состоятельных людей.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить общее и музыкальное воспитание и обуче­ние. Основные философские школы сформировались в Китае в VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наибольшее влияние на развитие музыкального обучения оказали Конфуций и его последователи. Они изучали влияние музыки на нравы и обычаи народа, использо­вания ее при управлении государством и в целях воспитания человека.

Конфуцианство – ведущее фило­софское учение Китая. Древнекитайских мыслителей интересовали не только вопросы связи музыки с общественной жизнью, но и ее воспитательное воздействие на человека.

Канонические или классические произведения, которые составляют основу китайского образования, в том числе и музыкального, не представляют в строгом смысле священ­ных книг. Cоставление этих книг приписывают древнекитайскому мыслителю Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), их главное назначение – нравоучительное и образо­вательное. Для чтения древних конфуцианских книг ученик должен был знать около 7 тысяч иероглифов.

Музыка занимает большое место в философии Конфуция, является для него важным средством общественного воспитания и управления госу­дарством. В конфуцианском трактате «Юэцзи» указывается: «В музыке вни­кают в единое, чтобы установить гармонию. Таким образом устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воца­ряется братская любовь между всеми народами». Очевидно, что в учении Конфуции на первый план выдвигалась политическая роль музыки. Он за­прещал всякую музыку, преследующую иную цель, чем воспитание нравст­венности.

Согласно Конфуцию, обучать нужно тех, у кого есть врожденные эстетические и интеллектуальные способности независимо от происхождения. Одни люди от природы имеют больше способностей и могут изучать сложные явления, другим необходимо развивать только практические навыки. Конфуций рекомендует начинать обучение с поэзии, затем изучать нормы поведения (ритуал «ли»), и завершать обучение музыкой, которая поможет совершенствовать внутренний мир каждого ученика.

Программу обучения Конфуций делил на две ступени. Первая ступень включала изучение шести искусств:

· мораль;

· музыку;

· стрельбу из лука;

· управление колесницей;

· письмо;

· арифметику.

На первой ступени ученик получал нравственное, музыкальное физическое, и интеллектуальное образование.

На второй ступени учащиеся должны были изучать четыре науки:

· безупречное поведение;

· добродетель;

· политику и управление;

· литературу и язык.

Две основные категории учения Конфуция – ли («ритуал») и жэнь («гуманность») – отражали взгляды аристократии и находили своеобразное преломление в музыке. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, поэтому она обладает строго определенной структурой.

Согласно Конфуцию, музыка представляла собой микрокосмос, воплощающий в себе великий космос (Вселенную). Музыка – это зеркало природы, в ней заключены два начала: ян – сила Неба, светлое, мужское начало, инь – сила Земли, темное, женское начало. Музыка должна быть естественной, как гармония Неба и Земли, и помогать устанавливать между ними гармоническую связь. Благодаря такому космологическому пониманию музыки Конфуций делает вывод о том, что музыка является важнейшим средством общественного воспитания, вдохновлять на высокие идеи и воспитывать нравы китайского народа.

В связи с этим Конфуций дает подробную этическую оценку как отдельным звукам, так и мелодиям. Например, в трактате «Юэцзи» указывается, что тон «гун» развивает чувство искренности, «шан» – справедливости, «цзюе» – человечности, «чжи» – воспитанности, «юй» – предусмотрительности. В трактате «Юэцзи» дана подробная классификация музыкальных напевов, которые рекомендуются для великодушного и спокойного человека (песни «Сун»), умного и спокойного (песни «Дая»), честного и уступчивого (песни «Фэн»).

В «Ли цзи» («Книге обрядов») школьное образование признается не­обходимым и первостепенным для человека. Музыке здесь придается значе­ние четырех устоев государства, а пути музыкального развития, строение ме­лодии отражают состояние дел в государстве. Именно Конфуцию принадле­жит идея всестороннего развития личности, где нравственному началу отдается преимущество перед образо­ванностью. Подчеркнем, что нравственное воспитание лично­сти философ рассматривает в неразрывной связи с музыкой и музыкальным воспи­танием. Исходя из государственных интересов, Конфуций строго регламен­тировал музыку, запрещал музыкальные сочинения, имевшую другую цель, чем этическое воспитание.

Наиболее важными из них книг Конфуция принято считались девять книг, известных под общим названием «Четырехкнижие» и «Пятикнижие». Человек признавался высокообразованным в том случае, если он хорошо знал содержание всех девяти классических книг. В течение более 2,5 тысяч лет эти книги оказывают влияние на все стороны духовной жизни китайского народа, являются основой школьного образования вплоть до начала XX века.

К «Пятикнижию» относится «Ши-цзин» («Книга песен») – выдающийся памятник древнекитайской песенной поэзии. По утверждению многих ученых, «Книга песен» составлена лично Конфуцием в 484 г. до н. э. Из трех тысяч песен Конфуций отобрал всего 305 песен нравственного, политического и лириче­ского характера. Многие песни возникли еще в XII-V вв. до н. э. В них отражен строгий церемониал в быту, воспитании, об­щественной жизни.

«Ши-цзин» состоит из четырех частей: «Гофын» («Нравы царств»), «Сяо я» («Малые оды»), «Да я» («Великие оды») и «Сун» («Гимны»). В первой части содержатся 60 произведений из север­ных областей страны в бассейне реки Хуанхэ. Во второй и третьей части собраны произведения придворных сочинителей. Четвертая часть содержит хвалебные песнопения в честь предков и мудрых царей. Песни, оды и гимны, записанные в «книге песен» иероглифами, оказали существенное влияние на последующее развитие музыкальной культуры Китая и всего Дальнего Востока. Таким образом, в учении конфуцианства музыке придавалось важное общественно-социальное, воспитательное и политическое значение, т. е. политика и мораль становились основой модели управления обществом.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. – II в. н. э.) конфуциан­ство оставалось официальной идеологией, в том числе и идеологией музыкаль­ного образования и воспитания. В этот период образование получило широ­кое распространение, и школьное дело стало частью государственной поли­тики.

Первые школы в Древнем Китае появились в Древнем Китае в III в. до н.э. Древние школы назывались сян (место, где учат молодых) и сюй (место, где учат владеть оружием). Музыкальное воспитание протекало в русле общего воспитания, подчиняло личные интересы и потребности ученика воле учителя, т. к. ученик никогда не мог быть мудрее учителя.

Воспитание у китайцев делилось на три ступени: до 10 лет мальчик воспитывался дома, с 10 лет начиналось обучение в школе. Учитель обучал чтению, письму и счету, наставлял в музыке, особенно в пении, в разных об­рядах, связанных со школьной жизнью. Обучение носило механический характер, а целью воспитания и обучения служила верная передача принятых правил. С 15 лет для большинства учение за­вершалось.

Обучение игре на струнных инструментах длилось от восьми до двенадцати лет. Самым распространенным был струнно-щипковый инструмент цинь, на котором должны были уметь играть не только оркестранты и солисты, но и певцы, а танцоров обучали на игре на флейте и ударных инструментах.

В эпоху Чжоу (XI-III вв. до н. э.) в школах обучались дети из высоко­поставленных слоев (госюэ) в столице и менее родовитой знати (сансюэ) – провинциальных городах. В V-III в. до н. э. появились частные школы (сысюэ). Первую общедоступную частную школу основал Конфуций, в которой прошли обучение около 3 тыс. учеников.

В III в. до н. э. – III в. н. э. про­исходит подъем культуры и искусства. Правители Чжоуского царства соз­дают специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Музыка культивиро­валась преимущественно в художественном быту правящих классов.

В первые века нашей эры просветительскую миссию выполняли будди­стские монастыри. В VII-XIII вв. открылись специализированные и профес­сиональные школы. В Танскую и Сунскую эпохи (VII-XIII вв. н. э.) профес­сиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов созда­вали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведе­ния инструментальных жанров. Заметно возросло количество оркестров, которые организуют во всех городах и провинциях.

В Танскую эпоху (618-907 гг.) Китай становится одной из самых могущественных стран мира, которая привела к небывалому расцвету музыкальной культуры и образования. Так в искусстве появился танский стиль, который повлиял на становление национальной музыкальной культуры Кореи, Японии, Вьетнама.

Музыка Танской эпохи развивается в двух направлениях: 1) придворная музыка (яюэ); 2) народная музыка (суюэ). Придворная музыка яюэ служила интересам императорской семьи, она строго регламентирована по списку произведений, составу исполнителей (музыкантов и танцоров). Императорский двор и правительство создают специальные канцелярии для развития музыкальной деятельности империи. К ним относятся:

Даюэшу – орган, отвечающий за исполнение музыки и танца;

Кучуэйюэшу – орган, отвечающий за военную музыку,

Цзяоюфан – орган, отвечающий за музыкальную практику.

Народная музыка существенно отличалась от придворной, она представляла собой народные песни без сопровождения, песни с танцами и оригинальные авторские песни. В домах богатых людей широко распространена практика камерного музицирования на струнных и духовых инструментах, таких как флейта ди, арфа кунхоу, цинь, пипа и др.

Император танской династии в период ее наивысшего могущества Мин Хуан (684–762 гг.) прославился как покровитель музыки и танца. Он создал при дворе школу для подготовки профессиональных актеров, музыкантов и танцоров. Он лично руководил занятиями, обучал игре на струнных и духовых инструментах, сам дирижировал оркестром. Придворная школа для подготовки музыкантов, актеров и танцоров называлась «Грушевый сад» («Лиюань»), которая просуществовала до XII в. и стала началом зарождения профессионального театра в Древнем Китае. Количество учеников императора составило около тысячи учеников. Школа воспитывала синтетических актеров и ее деятельность продолжалась в эпоху Сун.

С течением времени появились тысячи композиторов-профессионалов, однако после нашествия монголов музыкальная культура Древнего Китая пришла в упадок и музыкальному образованию перестали уделять должного внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: