Зарождение общего музыкального образования

История и теория музыкального образования

 

в зарубежной педа­гогике

 

Музыкальная культура и образование древневосточных цивилиза­ций

 

Начало истории школы и музыкального образования как особой соци­альной сферы восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к V тысячелетию до н. э. Понятие «Древний Восток» включает в себя далекие по географическому положению, экономике, поли­тике и культуре регионы, населенными оседлыми и кочевыми народами в ис­торический период, который предшествовал эллинизму и христианству.

Границы стран Древнего Востока были весьма обширны, поскольку за­нимали Южную и Восточную Азию, Северную и Северо-Восточную Африку, Кавказ, долины Тигра и Евфрата. Караванные пути, соединявшие все реги­оны, способствовали развитию и взаимодействию культурных связей разных народов и народностей.

Музыкальную культуру и образование древнего мира делят на Древний Восток (Ближний, Средний и Дальний) и античные цивилизации. В странах Древнего Востока везде можно обнаружить разграничение музыкальной культуры господствующего класса (в основном, придворную и храмовую) и на музыку широких народных масс.

Культура древневосточных цивилизаций оставила му­зыкально-историческое наследие, в котором отразилось мифологическое, космологическое и этическое понимание музыки и ее влияния на человека. В период разложения первобытнообщинного строя музыка постепенно выделялась из первоначального единства видов искусств, хотя долгое время еще была тесно связана со словом и танцем. В Древнем Китае, Древней Индии и Древнем Египте музыканты были окружены почетом, и часто становились героями мифов.

Важной особенностью древневосточной музыкальной культуры и воспитания личности являлась тесная связь с мифами, религией, философией, эпосом, искусством. Музыка в мифах рассматривалась как могу­чая демоническая сила, способная подчинить не только человека, но и весь мир, планету, всю природу: моря и горы, животных и растений, стихии при­роды и времена года. Древние люди воспринимали музыку как грандиозную космическую силу, которая правит миром.

В странах Древнего Востока часто можно обнаружить мифы, близкие мифу об Орфее. В Китае было ши­роко известна легенда о выдающемся музыканте Ху Ба, который на своей лютне заставлял птиц пускаться в пляс, а рыб плясать. Древневавилонская богиня Иштар опускается в преисподнюю в поисках мужа, чтобы его ожи­вить с помощью музыки. Музыкальное искусство индийского бога Кришны – покрови­теля музыкантов, танцоров – наполняло собой весь мир, восхищало живот­ных, птиц и деревья, заставляло танцевать прекрасных пастушек. Даже боги спускались на колесницах, чтобы услышать игру Кришны.

Другим популярным мотивом восточных мифов является музыкальное состязание. Мы находим ее в индийской легенде о Гутилле – одном из древ­них преданий о прошлых рождениях Будды. В нем говорится о состязании Гутиллы и его ученика Мусилу, которого он обучил играть на вине. В индий­ской мифологии также большое место занимает мотив обучения музыке. Из­вестен миф о Нараде, который обучается искусству пения в течение тысячи дней у мудрой птицы – «Друга песни». Постигнув искусство пения, он идет на состязание к певцу Тумбуру. По дороге он встречает мужчин и женщин, назвавшими себя рагами и рагинями, т. е. мелодиями. Оказалось, они были искалечены его неправильным пением. Тогда Нарада снова обращается к изучению музыки, и еще два года постигает искусство музыкальных тонов.

Эти древние предания свидетельствуют не только о мифологическом понимании происхождения музыки, но и о том, как высоко древние люди це­нили музыку в качестве средства воспитания.

Одним из характерных моментов музыкальной эстетики стран Востока является понимание музыки как некоей космической силы, царящей над ми­ром. Это понимание не составляет исключительную принадлежность древне­восточной эстетики. К примеру, древнегреческий философ Пифагор создал учение о музыке сфер, согласно ко­торому круговое движение небесных тел, их вращение порождает му­зыку, которая заполняет собой всю Вселенную.

Космологическое понимание отдельных музыкальных тонов характерно для китайской и индийской мифологии. Так, в китайских мифах было распространено представление о соответ­ствии музыкальных тонов различным явлениям и силам природы. Пять му­зыкальных тонов, образующих систему китайской пентатоники, соответст­вуют пяти планетам, пяти явлениям природы, пяти частям света, пяти цветам.

В сознании древних индийцев музыкальный тон соотносится с опреде­ленным животными. Например, павлин кричит в тоне шаджа, слон – нишада и т. д. Кроме этого, в индийских трактатах можно найти подробное описание связи музыкальных тонов со знаками Зодиака, определенными лунными со­звездиями. Сохранились рекомендации, в какое время нужно заниматься пением: ле­том – вечером, весной – по ночам, в сезон дождей – в полдень, осенью – в любое время. Как и в Китае, музыку в Индии рассматривали как важное средство нравственного воспитания подрастающего поколения, придавая ей важное этическое значение.

Космологическое понимание музыки привело к тому, что она воспри­нималась древними людьми как особая природная сила – воздух или огонь, планета – как солнце или луна. С другой стороны, сама музыка рассматрива­лась как образец, по которому была создана вся Вселенная.

Музыкальная культура Древнего Востока характеризуется тем, что делится на культовую музыку, сопровождающую обряды, ритуалы и народные песни, которые на протяжении многих веков передавались изустно из поколения в поколение. Народные песни были связаны с трудовой и повседневной жиз­нью народа, его многовековой национальной культурой.

Важное место в музыкальной жизни древневосточных цивилизаций занимала инструментальная музыка, широко бытовала инструментальная импровизация. В Древнем Египте наибольшее распространение получили лютня, арфа, табла и бубны, систрум (погремушка), ной (бамбуковая флейта). В Древнем Китае были популярны такие инструменты, как кин (струнный щипковый инструмент), пипа (струнный щипковый инструмент, по форме напоминающий лютню), цинь (китайская цитра), эрху (струнный смычковый инструмент с двумя струнами), ди (флейта), чжун (бронзовый или железный колокол), сюань (шаровидная глиняная окарина). В Древней Индии инструментарий насчитывает свыше 300 инструментов. Наиболее древний – вина (струнный щипковый инструмент), саранги (струнный смыч­ковый инструмент), табла (двойной барабан), бансури (флейта), манджира (металлические пальцевые тарелки).

Следовательно, музыкальная культура Древнего Востока была тесно связана с философией, религией, политикой государства, ей придавали большое космологическое и нравственно-эстетическое значение как средства музыкального воспитания и обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: