Ведущие тенденции развития музыкального образования

В современном мире

Деятельность ИСМЕ

 

В настоящее время музыкальное образование в мире имеет как ряд прогрессивных, так и ряд кризисных тенденций. Основные направления в теории и практике музыкального воспитания определяются на конференциях ISME – International Society for Music Education (Международное общество музыкального образования при ЮНЕСКО) существует с 1953 года. Почётными президентами ISME являются (теперь уже посмертно) Д. Б. Кабалевский и З. Кодай.

ИСМЕ объединяет:

· преподавателей раннего музыкального воспитания;

· музыкальных работников детских садов;

· преподавателей музыки в общеобразовательных школах;

· преподавателей музыкальных школ, студий, кружков;

· преподавателей училищ,

· консерваторий, педагогических университетов

· исследователей в области музыкального образования;

· методистов и методологов;

· студентов;

· музыкантов-исполнителей;

· музыкальных терапевтов.

В 1934 г. в Праге была сделана первая попытка создать Международное общество по музыкальному воспитанию. Там же в 1936 году созван Первый Международный конгресс, посвященный вопросам общего музыкального воспитания и обучения. Затем в 1937 г. был проведен Второй Международный конгресс педагогов-музыкантов в Париже, который был посвящен вопросу о «концертах молодежи» и «концертах для молодежи». Третий конгресс был проведен в трех городах Швейцарии – Цюрихе, Берне и Бадене – в 1938 г. Она была посвящена, в основном, работе с больными детьми.

Война 1939-1945 гг. прервала успешно начавшееся сотрудничество музыкантов-просветителей. Только в 1953 г. по инициативе Международного музыкального совета (ММС) при ЮНЕСКО была созвана Международная конференция в Брюсселе.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESСO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Существует с 1946 с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Объединяет 175 стран (1993). Местопребывание — Париж.

Международный музыкальный совет (ММС), организация при ЮНЕСКО. Основан в 1949 в Париже. Включает музыкальные комитеты св. 60 стран, а также 16 международных музыкальных организаций. Координирует их деятельность, проводит конгрессы, конкурсы, фестивали.

Эта первая конференция была посвящена проблеме «Роль и место музыки в образовании молодежи и взрослых». Главным результатом этой конференции было решение воссоздать (учредить) Международное музыкальное общество по музыкальному воспитанию. Основная цель конференций ИСМЕ записана в Уставе на IX конференции в Москве: «Цель Общества – стимулировать музыкальное образование во всем мире, во-первых, как составную часть общего образования, во-вторых, как профессию».

Деятельность ИСМЕ осуществляется под руководством президента, трех заместителей, генерального секретаря и казначея.

Формы работы ИСМЕ:

1. Организация международных конференций и симпозиумов каждые два-три года.

2. Публикация материалов, способствующих распространению международного музыкального опыта, издание журнала.

3. Создание специальных комиссий, разрабатывающих проблемы общего и специального образования.

I съезд ИСМЕ в Брюсселе 1953 г. проходил под генеральной темой «Роль и место музыки в образовании молодежи и взрослых». На конференции поставили главную задачу - изучить во всем многообразии проблемы, связанные с неспециальным музыкальным образованием, определить методы, наиболее приемлемые в обучении школьников, взрослой аудитории и в подготовке учителей музыки. Значение этого съезда в том, что он учредил это общество как одну из организаций, объединенных в ММС под руководством ЮНЕСКО.

II съездИСМЕ состоялся в 1955 г. в Цюрихе (Швейцария) и Линдау (ФРГ). Главная тема – роль и место музыки в образовании взрослых, а также обсуждались вопросы оборудования, необходимого для педагогической работы.

III съездИСМЕ состоялся в Копенгагене (Дания) в 1958 г. Главная тема конференции – тема первого съезда – роль и место музыки в образовании детей и взрослых. В этом съезде приняли участие 500 музыкантов из разных стран, от России – Н. Я. Гембицкая и М. А. Румер. Было заслушано 50 докладов по следующим темам:

1. Новые пути музыкального воспитания в разных странах и континентах.

2. Музыка Востока и Запада как средство взаимопонимания.

3. Значение технических средств обучения в музыкальном воспитании.

IV съездИСМЕ состоялся в Вене (Австрия) в 1961 г. В программе было 5 тем:

1. Музыкальное воспитание в школе.

2. Музыка в общественной жизни.

3. Подготовка педагога-музыканта.

4. Подготовка музыканта-профессионала.

5. Технические средства обучения в музыкальном образовании.

Материалы этих съездов публиковались в книгах, специальных брошюрах и распространялись в разных странах мира. Таким образом осуществлялся взаимный обмен информацией. ИСМЕ до 1959 г. издавало библиографический список литературы, которая издавалась в разных странах мира (до 33 стран было указана книжная и журнальная литература). На этом съезде было подчеркнуто значение международного журнала по музыкальному воспитанию как средства международного общения. Между съездами журнал – единственный способ сохранения связи между странами. Первый номер журнала вышел в апреле 1960 г., издается до сих пор.

Один из главных вопросов мировой музыкально-педагогической общественности – подготовка учителей музыки в школе. Во многих странах среди музыкантов лишь профессия школьного учителя является дефицитной. Нехватка учителей-специалистов и недостаточная музыкальная квалификация учителей начальных классов – эти явления характерны для большинства стран. На конференциях ИСМЕ вырабатываются положения, по которым рекомендуется снабдить все учебные заведения соответствующим оборудованием, обязательное включение музыки в учебный план всех типов учебных заведений (причем не менее двух часов в неделю), изучение музыкального творчества своего и других народов в качестве основы музыкального воспитания.

Россия принимает участие в работе ИСМЕ с 1963 г. Отечественным национальным центром является Союз композиторов. Делегаты нашей представляют доклады, самодеятельные коллективы, учащихся музыкальных школ.

V съездИСМЕ состоялся в Токио (Япония) в 1963 г. Главная тема: Восток и Запад в мире музыки и музыкального образования. На этот съезд впервые был приглашен Д. Б. Кабалевский. Он выступил с докладом «Композитор и музыка для детей», подчеркнул важность создания детской музыки, которая поможет детям развиваться разносторонне и гармонично. Благодаря Кабалевскому, его авторитету как композитора, в дальнейшем - педагога установились связи с Обществом.

VI съездИСМЕ состоялся в Будапеште (Венгрия) в 1964 г. Главная тема: Музыка XX века и музыкальное воспитание.

VII съездИСМЕ состоялся в г. Интерлохен (США) 1966 г. Главная тема: Роль музыкального воспитания в развитии понимания разных культур прошлого и настоящего.

VIII съездИСМЕ состоялся в Дижоне (Франция) в 1968 г. Главная тема: Влияние технических средств на музыкальное воспитание в настоящее время. Этот съезд был не случайно посвящен ТСО и его влиянию на музыкальное воспитание. Техника проникала во все области человеческой жизни. ТС: кино, ТВ, звукозапись, обучающие машины.

На этой конференции с докладом о роли ТСО на уроках музыки выступает Ю. Б. Алиев, новатор в области применения ТС в школе, доклад «ТС и музыкальное воспитание», а также Д. Б. Кабалевский.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: