Деятельность Д. Б. Кабалевского В ИСМЕ

Участие Д. Б. Кабалевского повлияло на всю дальнейшую деятельность ИСМЕ. На каждой конференции он выступал с докладами по разным проблемам:

VII съезд – доклад «Современная музыка и музыкальное воспитание;

VIII съезд– доклад «Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки». Он подчеркнул двойственное значение ТС в наш век: «Одним и тем же ножом можно спасти человека от смерти и лишить его жизни, На одном и том же линотипе можно набрать гениальные творения Шекспира и порнографические книги». Он подчеркивает, что музыка, ране доступная немногим, теперь стала общедоступной. Поэтому люди, в большинстве не подготовленные к восприятию серьезного искусства, охотнее откликаются на развлекательную, легкую музыку, не требующую для восприятия музыкального опыта. Это положение было быстро уловлено бизнесменами от музыки, и они сделали из нее область коммерции.

На VIII съезде Кабалевского избирают вице-президентом. По инициативе Кабалевского IX съездИСМЕ состоялся в Москве в 1970 г. Главная тема: «Роль музыки в жизни детей, юношества и молодежи». Конференция стала значительным событием в деятельности ИСМЕ и подняла его значение на новую высоту. После конференции вышла книга «Музыкальное воспитание в современном мире», которая была издана на русском и английском языке в 1973 г.

Московская конференция была самой представительной из всех конференций: в ней приняло участие 1382 делегата из 41 страны и 39 исполнительских коллективов, включающих 3673 школьников.

В книгу «Музыкальное воспитание в современном мире» вошли все доклады, которые были прочитаны (всего 85). Они были подготовлены и розданы участникам делегаций на четырех языках (русском, английском, французском и немецком). Открывал конференцию Д. Кабалевский, приветствовали министр культуры Е. А. Фурцева, круглым столом руководил Тихон Хренников.

Одним из докладов был доклад профессора Орегонского университета (США) Эдмунда Сайклера на тему «Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XX века» н предположил, что ведущей тенденцией музыкальной педагогики XX века будет признано творческое музицирование как метод воспитания Кабалевского после IX конференции избирают почетным президентом (до него почетным президентом был З. Кодай). По значимости его разносторонней деятельности его ставят наряду с Золтаном Кодаем и Карлом Орфом.

X съездИСМЕ состоялся в Тунисе (Африка) в 1972 г. Кабалевский выступил с докладом «Глинкинская традиция», посвященному идеалам народности и гуманизма, завещанные Глинкой, развивает тему «Народы мира в русской классической музыке»

XI съездИСМЕ проходил в г. Перт (Западная Австралия) в 1974 г. На этой конференции Кабалевскому предложили написать музыкальную пьесу для открытия церемонии. Эту пьесу Кабалевский назвал «Фанфары ИСМЕ». Теперь эта пьеса впервые исполнена на XII конференции ИСМЕ, и регулярно исполняется на открытии всех последующих конференций.

XII съезд ИСМЕ проходил в г. Монтрё (Швейцария) в 1976 г. Его открыл Кабалевский с речью на торжественном открытии конференции. Он подчеркнул, что 13 лет назад началась его деятельность в ИСМЕ, подчеркнул, что происходит дальнейшее сближение педагогики со школой, а также о пребывании в Швейцарии К. Д. Ушинского, которого называют «родоначальником русской научной педагогики». Ушинский был в Швейцарии несколько лет, он пропагандировал Песталоцци, ставил швейцарскую педагогику выше других. В одном из «Писем из Швейцарии» Ушинский писал: «Знакомятся здесь очень быстро – «Я русский, желаю посмотреть вашу школу» – вот и вся рекомендация».

XIII съездИСМЕ проходил в Ганновере (ФРГ) в 1976 г. Кабалевский выступает с докладом «О воспитании композитора», в котором говорит, что воспитание композитора – самая сложная область музыкальной педагогики, подчеркивает связь композитора – исполнителя – слушателя - педагога.

В Лондоне (провинция Онтарио в Канаде) в 1978 г. состоялась юбилейная сессия, посвященная 25-летию деятельности ИСМЕ. Здесь Кабалевский выступает с докладом «Дух гуманизма – дух ИСМЕ».

XIV съездИСМЕ проходил в Варшаве. (Польша) в 1980 г. Главная тема: «Народное искусство как источник вдохновения для музыкального воспитания». Обсуждение традиций и новаторства стало следующим закономерным шагом ИСМЕ.

XV съездИСМЕ состоялся в Бристоле (Англия) в 1982 г. Участники конференции рассматривали опыт, накопленный во всех сферах музыкальной педагогики. Главная тема: «Традиции и новаторство в музыке и музыкальном воспитании». Проблема в том, музыкальная педагогика многих стран испытывала (и по сей день) сильное влияние тех композиторов, которые открыто порывают с многовековыми традициями музыки (авангард, сериализм, минимализм, модернизм). Педагогические усилия и поиски путей музыкального воспитания шли в русле авангардной музыки, в отрыве от народной и классической музыки.

XVI конференцияИСМЕ прошла в Инсбурке (Австрия) в 1986 г.; XVII конференцияв Канберре (Австралия) в 1988 г.; XIX конференцияв Хельсинки (Финляндия) и Любеке (ФРГ) в 1990 г. (семинар проходил в Ленинграде);.;

На XIX конференции было подтверждено, что творческое музицирование к концу XX века стала ведущей тенденцией, которая проявилась как в отдельных системах воспитания (Эмиля Жака-Далькроза, Золтана Кодая, Карла Орфа, Бориса Асафьева и Болеслава Яворского), так и в методиках обучения. В Англии – сочинение с помощью новейших средств занимает одно из главных видов работы. Методы обучения импровизации демонстрировали педагоги Израиля, Голландии, Швеции, Австралии, Финляндии.

В материалах семинара в статье Б. Диметмана «В едином потоке жизни» говорится о международном музыкальном авторитете России, о том, как реализовалась тенденция творческого музицирования по трем направлениям:

1. Обязательное педагогическое руководство музыкально-творческим воспитанием.

2. Организации занятий, на которых дети получают максимальную свободу для своего «самовыражения» без вмешательства учителя.

3.Т ретье направление связана с электронной музыкой и сочинением музыкальных пьес с помощью ТС – от синтезаторов до компьютеров.

В зарубежном музыкальном воспитании наибольшее развитие получили две последние тенденции.

XX конференцияпроходила в Сеуле (Южная Корея) в 1992 г. В целом страны Азии в деятельности ИСМЕ занимают не самое заметное место в деятельности ИСМЕ. Из азиатских стран заметными участниками являются Турция, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Япония, Корея.

На сеульском конгрессе впервые президентом на два года был выбран Ясунари Такахаги (японец), с именем которого связывают надежды установления равновесия между Востоком и Западом. От России представителями были Э. Б. Абдуллин, В. Калужский.

В Сеуле выступило более 40 коллективов (в Хельсинки – более 70). Количество стран – 12 против 26. Главная тема: «Делимся культурой мира» или «Вклад музыкальных культур мира»..

Из докладов «изюминкой» стало выступление Бруно Неттла – профессора из Иллинойса (США), этномузыколога с мировым именем. Он выступил о том, что в мировом музыкальном процессе равное участие должны принимать представители разных рас.

Заседания комиссий ИСМЕ и творческие лаборатории выполняли задачу, поставленную еще в 1953 г.: «Стимулировать музыкальное образование в мире, как интегральной части общего образования».

Значительная часть материалов конференции была посвящена проблемам вклада той или иной культуры в мировую копилку музыкальных ценностей. Проблема межкультурных связей остро стоит в США, Африке, Новой Зеландии. Так, в США исчезает определение, подчеркивающее расовую принадлежность человека, Вместо слов «еврей», «негр», «русский» используют выражение «американец африканского происхождения».

Вторая важная тема – расширение временных границ музыкального образования (ниже). Американка К. Акиллес в докладе «Музыкальное взаимодействие с детьми: родительские убеждения, позиции и ценности» делится опытом работы с детьми второго года жизни, из Аргентины – с 3-4-х летними детьми.

Третье направление – введение электронных средств обучения. Х. Судзуки и Е. Нита дали отчет о 20-летних опытах в этой области, где ЭМИ выступают как средства, способствующие развитию навыков детей в области импровизации, ансамблевой и оркестровой игры. Творческий результат – показана большая группа японских школьников, которая на практике демонстрировала итоги опыта. Они исполнили квартет Дворжака на 4 органах фирмы «Ямаха».

Однако были и традиционные темы. Так, М. Еспелунд (Норвегия) посвятил свое сообщение критериями отбора репертуара для слушания музыки. По его мнению, следует исходить из трех групп критериев, позволяющих выбирать «нужную музыку» среди всего многообразия звукового мира: контекстуальный, музыкальный и культурный. Президент венгерской секции ИСМЕ И. Х. Кочар рассказала о системе музыкального образования в стране на примере программ двух ступеней («Музыка»). Перечень тем в 6 классе: «Венский классицизм», «Песня Моцарта», «Гармонические функции – тоника и субдоминанта», «Импровизация», «Чтение с листа».

XXI конференцияпроходилав Тампе (штат Флорида, США) в 1994 г. Представителем России был Э. Б. Абдулин.

С тех пор ушло понятие «советская музыкальная педагогика», «Советский Союз», исчез Союз композиторов СССР. Сейчас – Российский Союз композиторов – коллективный член ИСМЕ. Членство в ИСМЕ – вещь непростая. Дело не только в СКВ и знании английского языка. Образование (особенно музыкальное) требует немалых средств. Поэтому понятен размах участия в ИСМЕ таких стран как США, Канада, Австралия, Великобритания, Германия, из западного полушария – Мексика, Аргентина и Бразилия, из Африки – Египет, Тунис. Страны Восточной Европы резко сократили свое участие в ИСМЕ (кроме Венгрии), исчезла Югославия и Россия, Болгария, Польша, страны Балтии.

В последующие годы конференции проводились в разных странах:

XXII съезд – 1996, Нидерланды, Амстердам

XXIII съезд – 1998, Южно-Африканская республика, Претория

XXIV съезд – 2000, Канада, Эдмонтон

XXV съезд – 2002, Норвегия, Берген

XXVI съезд – 2004, Испания, Санта-Крус-де-Тенерифе

XXVII съезд – 2006, Малайзия, Куала-Лумпур

XXVIII съезд – 2008, Италия, Болонья

XXIX съезд – 2010, Китайская народная республика, Пекин

XXX съезд – 2012, Греция, Салоники

Советская секция ИСМЕ прекратила своё существование вместе с распадом СССР. Президентом Советской секции ИСМЕ был Д.Б. Кабалевский. Через 10 лет Россия восстановила свое членство в ИСМЕ. В настоящее время эта организация охватывает большинство стран (на сегодняшний день более 80).

Юбилейная конференция ИСМЕ – XXV – состоялась в 2004 г. в Испании, открывалась и закрывалась музыкой Д. Кабалевского. Э.Б. Абдуллин прочитал доклад «Благородный рыцарь музыки… учитель в самом высоком смысле слова».

В августе 2004 г. в Москве была образована Российская общенациональная секция ИСМЕ (РОСИСМЕ), получившая от ИСМЕ статус национального представителя (RussSME - Russian Federation Society for Music Education, representing ISME in Russian Federation). В РОСИСМЕ представлены 32 крупнейших пед. университета Российской Федерации во главе с МПГУ. Президентом РОСИСМЕ был избран Валерий Борисович Брайнин, Генеральным секретарём – Елена Владимировна Николаева.

 

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: