Основные модели развития научного знания

Развитие научного знания является предметом философского исследования. Существует кумулятивистская (от лат cumulatio – увеличение, скопление) концепция роста научного знания, предполагающая плавное, без скачков наращивание массы знания на эмпирическом уровне. Данная концепция выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях. К ней относятся прежде всего сами представители классической науки.

Противоположная кумулятивистской концепции – концепция «научных революций», которая предполагает коренное переструктурирование массива научных знаний (И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппера).

Концепция «научных революций» Т. Куна.

Анализируя историю науки, Кун говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки. Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом «аномальных» (т.е. не артикулируемых адекватно в рамках принятой парадигмы) фактов, которые после многочисленных неудачных попыток эксплицировать их принятым способом, приводят к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок. При этом приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.).

Концепция истории науки И. Лакатоса

Его позиция была обозначена как «утонченный фальсификационизм»[20]. Новым здесь было то, что необходимость опровержения и отбрасывания теории на основании одних лишь отрицательных результатов эмпирических проверок отрицалась. Простое соотнесение теории и опыта признавалось недостаточным. Достаточным основанием становится наличие лучшей теории, способной не только объяснить полученные контрпримеры, но и предсказать новые факты. Таким образом, для принятия обоснованного методологического решения необходимо сопоставление различных конкурирующих теорий, оценка их эвристического потенциала и перспектив развития. Ведущей становится идея, согласно которой движущим механизмом развития научного знания выступает конкуренция различных концептуальных точек зрения и их постоянный сдвиг под влиянием аномальных опытных фактов.

Лакатос вводит понятие «научно-исследовательской программы» и формулируя подход, названный им «методологией научно-исследовательских программ». Исследовательские программы складываются из таких принципов и правил. «Отрицательную эвристику» программы образуют правила-запреты, указывающие на то, каких путей исследования следует избегать. «Положительную эвристику» – правила, определяющие выбор проблем, последовательность и пути их разрешения. Структурно-морфологически в программе выделяется «твердое ядро», содержащее основные метафизические постулаты, и динамичный «защитный пояс теорий и вспомогательных конструкций. Прогресс программы определяется прежде всего ее способностью предвосхищать новые факты. Рост «защитного пояса» в этом случае образует «прогрессивный сдвиг». Если рост «защитного пояса» не приносит добавочного эмпирического содержания, а происходит только за счет компенсации аномалий, то можно говорить о регрессе программы. Лакатос объясняет процесс развития научного знания исключительно с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибегая к внешним социальным или психологическим аргументам. Это придает ей выраженный нормативный характер, но конечно делает дефициентной в отношении многих исторических фактов.

Методология и история науки К. Поппера

К. Поппер – эволюционист, но он не является приверженцем идеи научного прогресса как непрерывного приращения научного знания. Единственным критерием движения науки вперед является возникновение новых, более сложных проблем, которые продуцирует новая теория.

Механизм замены старой научной теории новой происходит определенным способом. Новая теория должна описывать и объяснять более обширную совокупность фактов. Она должна способствовать возрастанию единства научного знания, объединять разрозненные проблемы. И главное, теория должна выдержать эмпирическую проверку, пройти процедуру фальсификации.

Согласно Попперу, данная процедура достаточно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология фальсификации) свидетельствует о неадекватности выводов и предположений самой реальности, отторгающей их. Привлекательность фальсификации проистекала из ее несоизмеримо большей однозначности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Фальсификация поэтому трактовалась Поппером как путь минимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. По мысли мыслителя, «теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость – не достоинство теории (как часто думают), но порок».


[1] Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике.

[2] Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь.

[3] Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего.

[4] Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. В качестве целостной концепции эмпиризм сформировался в 17-18 вв.

[5] Направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания является ощущение, которое обладает свойством достоверности.

[6] Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием всех жизненных устремлений человека.

[7] Слово «cхоластика» происходит от лат. Schola - школа, или от производного «Scholasticus» — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия; впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.

[8] Желание – первичный био-психологический импульс — мотивационное основание сопряженной поведенческой установки, задающий главные параметры индивидуальной активности человека (как в норме, так и в патологии), а также выступающий существенно значимой детерминантой массового сознания. Проблематизация желания в историко-философской традиции 20 в. была обусловлена всевозрастающим осознанием того, что желания людей в своей системной совокупности являются наиболее влиятельной, равно как и весьма консервативной компонентой в иерархии факторов общественной жизни.

[9] Одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода границы между возможным и невозможным: "трансгрессия — это жест, который обращен на предел" (Фуко), "преодоление непреодолимого предела" (Бланшо). Согласно концепции трансгрессии, мир наличие данного, очерчивая сферу известного человеку возможного, замыкает его в своих границах, пресекая для него какую бы то ни было перспективу новизны. Этот обжитой и привычный отрезок истории лишь длит и множит уже известное; в этом контексте трансгрессия — это невозможный выход за его пределы, прорыв того, кто принадлежит наличному, вовне его.

[10] Понятие философии постмодернизма, которое предполагает, что феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка. Согласно Бодрийяру, закончилась в современном мире сама реальность, уступив место симулятивной гиперреальности симулякров.

[11] Это понятие является центральным в философской концепции В.С. Соловьева. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари.

[12]В. Дильтей – немецкий философ, представитель философии жизни. Центральным понятием в его философии является понятие «жизнь» как способ бытия человека, культурно-исторической реальности.

[13]Феноменология – одно из основных направлений современной западной философии. Основателем этого направления является немецкий философ Э. Гуссерль. Специфика феноменологии как философского учения состоит в отказе от любых идеализаций в качестве исходного пункта и принятие единственной предпосылки – возможности описания смысловой жизни сознания или истолкования фундаментальных структур человеческого сущетсвования.

[14]М. Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ, сыгравший решающую роль в становлении современной западной философии. Сосредотачивает свою философскую мысль на осмыслении человеческого бытия, в котором сущее впервые раскрывается в своей сути.

[15]Эсхатология – религиозной учение о конце света.

[16]Эллинская цивилизация – цивилизация Древней Греции и Рима.

[17]Французские ученые биологи и натуралисты, исследовавшие проблема генезиса жизни на Земле.

[18]Вернадский В.И. (1863-1945) – русский ученый и мыслитель, представитель философии космизма. Исследовал различные проблемы эволюции биосферы планеты Земля.

[19]Бифуркация – точка резкого изменения системы и перехода ее на качественно новый уровень.

[20]Фальсификационизм – направление в философии науки, сторонником которого был К. Поппер, утверждающее необходимость фальсификации и верификация научных фактов для их принятия в научную теорию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: