ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы функционирования

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра теории и истории государства и права

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Работу выполнил

Студент группы З-40.05.01-61

________________И.Ш. Тагиев

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент

________________А.С. Орлов

Заведующий кафедрой:

К.ю.н., доцент

_____________________________

(решение о допуске)

________________М.А. Мокшина

«___»___________ 2020 г.

Ижевск – 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………….………………….…………………………………….….….….3

Глава 1. Теоретико-правовые основы функционирования системы обеспечения национальной безопасности…………...……………………………………….......6

§1. Понятие и правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности................................................................…....... 6

§2. Система принципов обеспечения национальной безопасности….…..16

 

Глава 2. Принцип разделения властей как элемент системы обеспечения национальной безопасности……………………………………………..…...…....26

§1. Законодательное закрепление принципа разделения властей……..…26

§2. Реализация принципа разделения властей…..………………………....46

 

Заключение…………………………………………………………………….........56

Список литературы……………………………………………………………..…..59

 




ВВЕДЕНИЕ

Принцип разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на момент написания работы представлен неоднозначно, в правовых актах отсутствует строгое закрепление механизма его реализации.

Особенностью системы обеспечения национальной безопасности является деятельность в условиях быстро меняющихся обстоятельств, нередко граничащих с чрезвычайным положением, государственной тайны действий на опережение для подавления откровенно враждебных сил, необходимости быстрой мобилизации ресурсов и консолидации всего общества для преодоления внешних и внутренних угроз.

На протяжении всей истории эта особенность, объективно неотменяемая, была основой аргументации, рычагом, для перерождения государств                       в авторитарные режимы, со всеми последствиями эскалирующей борьбы за удержание власти лицами, потерявшими связь с реальностью и с народом.

Принцип разделения властей как инструмент в руках общества для балансирования интересов и контроля от злоупотреблений властью показал свою работоспособность (в той мере, в какой обеспечена прозрачность намерений лиц, представляющих интересы органов власти, их имущество, движение денежных средств и тому подобное). Но этот принцип предполагает множество дополнительных согласовательных процедур, замедляющих принятие решений и отменяющих уже принятые. Что является критически важным в современном динамичном мире, когда счет ведется порой на минуты.

Как сохранить принцип разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности без ущерба для скорости принятия решений?           Где границы системы обеспечения национальной безопасности, за пределами которых можно говорить о замедляющей и ненужной громоздкости системы и о высоких рисках злоупотребления ею? Что в реализации принципа разделения властей является существенным, а что является пережитком прошлого и от чего можно отказаться для ускорения согласовательных процедур?

        В правовой доктрине уделяется много внимания по отдельности исследованию принципа разделения властей и обеспечению национальной безопасности в разных областях. Но вопросы применения принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности остаются недостаточно разработанными.

Целью настоящей работы является комплексное исследование применения принципа разделения властей, понимания его содержания, практики реализации и путей развития в современном праве, в нормативно-правовых актах о системе обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с вышеизложенной целью были определены задачи:

– провести анализ законодательства о системе обеспечения национальной безопасности, принципов положенных в её основу;

– провести анализ законодательства на предмет закрепления принципа разделения властей;

– исследовать трудности реализации принципа разделения властей;

– исследовать судебную практику по вопросу разделения властей;

– найти современные решения для реализации принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с формированием и реализацией принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, закрепляющие содержание принципа разделения властей, правоприменительная практика, а также теоретические взгляды ученых, касающиеся вопросов темы исследования.

 Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные юридические методы. В процессе написания работы были применены такие методы, как анализ, синтез, дедукция, аналогия, функциональный и структурный методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы специальные юридические методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теоретической базой настоящей работы являются научные труды отечественных юристов. Среди них можно выделить работы Ю.И. Авдеева, Р.С. Болдырева, М.Ф. Гацко, М.Ю. Зеленкова, И.Б. Кардашовой, Т.В. Кикоть-Глуходедовой, А.Ю. Мамычева, А.Н. Кришталюка, А.Г. Кравченко, А.И. Овчинникова, А.А. Прохожевой, С.Ю. Чапчикова, А.В. Шободоевой и других.      

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001              N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении", Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении", Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности", Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и другие, связанные с исследуемой проблематикой.

     Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексного исследования вопроса сохранения и развития в современных условиях, правового закрепления и реализации на практике принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

 

 



ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы функционирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: