Законодательное закрепление принципа разделения властей

 

Исторически, принцип разделения властей в СССР до последних дней его существования не признавался и считался обычным разделением функций.          Так в Конституции СССР[19] 1977 года в статье 2 сказано: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов», а в статье 3: «Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело», в статье 100: «Право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям». А поскольку при каждом коллективе была первичная партийная организация[20], «ячейка», КПСС, то и выдвижение кандидатов проходило партийный фильтр. В итоге вся власть в СССР фактически принадлежала руководству КПСС, разделение властей отсутствовало. Этот близкий исторический опыт до сих пор сказывается на манеру поведения современных государственных деятелей, несмотря на новое законодательство. «Разделение функций» всё ещё в основе их восприятия работы государства.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению, анализу законодательного закрепления принципа разделения властей в Российской Федерации, проясним, в чём же именно его отличие от разделения функций.

Схема 2. Отличие разделения функций от разделения властей

Отличие разделения властей от разделения функций в том, что,                во-первых, каждая власть обладает правом реагировать на любой сигнал из среды, сообразно её образу действий. Во-вторых, каждая власть корректирует работу остальных властей, имея для этого правовые институты, органы контроля. В-третьих, сигнал на выходе в среду из каждой власти учитывает все сигналы, полученные ею на вход. Функция же ограничена видами сигналов на вход, почти не влияет на другие функции и почти не учитывает неформальное взаимное влияние входящих сигналов.

В СССР распределителем ролей фактически являлось руководство КПСС. Хотя нельзя сказать, что и в СССР было чистое разделение функций. Сама жизнь требовала умерить влияние доминирующих органов с помощью других, превращая часть функций в подобие власти.

Интересно, что и в современной России нет чистого разделения властей. Президент Российской Федерации частично является распределителем ролей как при разделении функций. Эта особенность, ослабевая, передается по наследству в России от одной формы правления к другой, уходя вглубь веков. Суровый климат и низкие урожаи, большие расстояния и разбитые дороги, длинная граница и беспокойные соседи – всё это вынуждает Россию постоянно жить в состоянии близком к чрезвычайному, когда рушатся институты,                 и только просвещенная воля Главы государства способна навести порядок.

Так ещё в «Наказе» императрица Екатерина II давала[21] обоснование существовавшему при ней строю: «Пространное государство предполагает самодержавную власть, так как необходимо, чтобы скорость в решении дел, присылаемых из дальних стран, вознаграждала медленность, происходящую вследствие отдаленности мест. Вот почему всякая другая форма правления была бы для России не только вредна, но и крайне разорительна».

Но если в прошлом такое положение Главы государства находило оправдание сначала в религии («венчание на царство»), затем в идеологии (как руководителя КПСС – партии монополиста на толкование идеологических установок), то теперь опирается на моральную власть («гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина»), данную ему гражданами в ходе «всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Сам народ, как целое, является источником моральной власти, определяющей меру соответствия праву любого закона.

Технический прогресс позволил компенсировать суровость климата, сжать большие расстояния, прикрыть длинные границы. И вместе с этим Россия идет по пути демократизации и развития института разделения властей.

Разделение властей закреплено в Конституции Российской Федерации.

Статья 3: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Статья 10 гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Но тут же части 1 и 2 статьи 11 устанавливают: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» и «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».

Согласно статье 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, если три ветви власти образуют «горизонтальное» деление власти, то Президент РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и народ Российской Федерации фактически образуют               пять уровней «вертикального» деления власти.

Президент и народ РФ сочетают в моральной власти все три ветви власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но они фигурируют во многих значимых нормативно-правовых актах, прямо следуя за органами субъектов РФ, разделяя с ними часть полномочий и обязанностей. Отношения с местным самоуправлением внутри большинства субъектов РФ, с некоторыми оговорками, копируют отношения федеральной власти с властью субъектов РФ. Не говоря уж о том, что города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) имеют статус субъекта Российской Федерации, носителей государственной власти[22].

Необходимо отметить дискуссионность игнорирования известными учеными-теоретиками права существования уровня власти народа Российской Федерации, при этом, что наше государство является демократическим по своему политико-правовому режиму.

    Разделение властей в отличие от разделения функций предполагает наличие механизма «сдержек и противовесов», контроля и корректирования. Рассмотрим, как законодательно закреплен этот механизм, как власти по «горизонтали» и по «вертикали» взаимодействуют друг с другом с целью выработки взвешенных решений.

    Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации: Государственной Думой и Советом Федерации. Статья 94 Конституции Российской Федерации: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Влияние законодательной власти на исполнительную помимо законов нормативного характера выражается и принятии федеральных законов о федеральном бюджете[23], документа чисто хозяйственного и ежегодно меняющегося, не являющего, по сути, нормативным, вынесенного на уровень федерального закона только в силу его большой значимости. То есть можно видеть в этом именно признаки «обработки входящих сигналов среды», характерных для разделения властей, а не разделения функций.

Однако Конституция Российской Федерации накладывает и ограничения на вмешательство в текущую хозяйственную деятельность всех, кто согласно части 1 статьи 104 обладает правом законодательной инициативы.                     Так согласно части 3 статьи 104: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации».

Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ: «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Среди полномочий[24] Счетной палаты в контексте Принципа разделения властей определенный интерес представляет: «осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям». Считаем, что орган представляющий интересы законодательной власти должен не рекомендовать, а устанавливать систему целевых показателей для исполнительной власти. Ведь именно от этого зависит возможность точно количественно оценивать деятельность исполнительной власти депутатами и сенаторами Федерального Собрания и не позволять прятать за перетасовкой количественных показателей провалы органов исполнительной власти. Другое решение: Счетная палата может рекомендовать систему целевых показателей Федеральному Собранию, которое уже введет её как правовую норму для органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 103 устанавливает полномочия Государственной Думы в отношении исполнительной власти: «а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой».

Влияние законодательной власти на саму работу судебной власти наиболее очевидно в принятии процессуальных нормативно-правовых актов[25]. Законодательный акт, а не, например, самостоятельное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации устанавливает процессуальные нормы судопроизводства по делам разных категорий.

Влияние законодательной власти на судебную закреплено                              в статье 17 Федерального конституционного закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ                            (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации":

«1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда».

Пункт «ж» части 1 статьи 102 Конституции РФ: к ведению Совета Федерации относятся «назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации».

Пункт «ж» части 1 статьи 103 наделяет Государственную Думу правом объявления амнистии[26], отмены исполнения приговоров судов в отношении лиц, признаки которых указаны в акте амнистии[27].

Законодательная власть может проводить парламентское расследование[28]. Этот правовой механизм имеет ограничения и не может проводиться в отношении фактов, по которым имеется решение суда. Но в итоговом докладе парламентской комиссии формулируются предложения об освобождении от должности должностных лиц, которые реализуются, если будут утверждены Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ.        

Часть 1 статьи 110 Конституции Российской Федерации устанавливает: «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Что реализуется[29] как «коллегиальным федеральным органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство Российской Федерации». На уровне субъектов Российской Федерации исполнительная власть существует аналогично[30].

Исполнительная власть влияет на законодательную власть не через законы. Иначе это было бы абсурдом. Самый главный механизм влияния осуществляется через материальное обеспечение, снабжение финансами любых законодательных инициатив. Конституция РФ в части 3 статьи 104 прямо ставит условие для внесения любого законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемых за счет федерального бюджета, к рассмотрению                  в Государственной Думе – наличие заключения Правительства РФ.

А поскольку любой закон, создающий организацию или внедряющий государственную программу, для решения задач развития страны всегда требует крупных финансовых вливаний, которые может обеспечить только федеральный бюджет, то законодательная власть сама может, в основном, только менять кодексы. Да и то не радикально, так как такой законопроект, скорее всего, не подпишет Президент РФ, посоветовавшись с Правительством. Деньги могли бы дать крупные частные и государственные корпорации, чтобы не была задействована часть 3 статьи 104 Конституции РФ, но тут встают вопросы об уровне их «заинтересованности» со всеми вытекающими последствиями.

Иллюзия о том, что исполнительная власть только исполняет, то есть является функцией, а не ветвью власти, наиболее очевидно разбивается о норму части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Особое влияние на принятые законы оказывают подзаконные нормативно-правовые акты исполнительной власти. Основная причина искажения воли, выраженной в законах – это двусмысленность и неполнота, которые орган исполнительной власти может трактовать по-своему. Задача корректного донесения воли законодателя осложняется иерархией органов исполнительной власти и их подзаконных актов, повышающих детализацию и накапливающих искажения на каждом уровне.

Двусмысленность (избыточность) порождается из-за наличия:

1. разнонаправленности целей одного или нескольких законов;

2. несовместимости методов достижения целей;

3. неприменимости методов к объекту регулирования.

Неполнота порождается из-за отсутствия:

1. материального обеспечения методов;

2. субъекта контроля в методах;

3. сроков применения методов;

4. других условий реализуемости воли законодателя.

Орган исполнительной власти в условиях двусмысленности вынужден искать компромисс, самостоятельно определяя меру важности разных целей, полезности разных методов, подгонки метода под объект регулирования и подгонки объекта регулирования под метод. Иногда орган исполнительной власти вместо компромисса находит творческое решение, чем изрядно всех удивляет, как в плохом смысле, так и в хорошем.

В условиях неполноты орган исполнительной власти вынужден дополнять недостающие условия реализуемости воли законодателя. И тут есть специфика формулировок: "принято во исполнение закона", "принято на основании закона", "принято в пределах полномочий, предоставленных законом" и отсутствие ссылки на какой-либо закон.

Формулировка "принят во исполнение закона" предполагает издание акта на основе прямого предписания закона с повышением уровня детализации до более конкретных субъектов и объектов.

Формулировка "принят на основании закона" предполагает, что подзаконный акт издан с соблюдением принципов, установленных законом,           в пределах компетенции государственного органа.

Формулировка "в пределах полномочий, предоставленных законом" предполагает ещё большую самостоятельность органа исполнительной власти    в решении вопросов своей компетенции, в том числе общественных отношений, неурегулированных законом.

Формулировка безо всякой ссылки на закон предполагает полную самостоятельность, что границы компетенции органа исполнительной власти определяются совокупностью всего действующего законодательства, с которым должны быть знакомы те, общественные отношения которых регулируются. Разное представление об этих границах разрешается через жалобу                          в вышестоящий орган или через обращение в суд.

Отдельный вид влияния подзаконных актов на законы – это задержки          с принятием подзаконного акта из-за затруднений, или сознательного саботажа, со сбором и анализом информации, повышающей детализацию определения целей и методов их достижения. Внедрение современных «цифровых» методов упреждающего всестороннего сбора информации и контроля сроков принятия решений заметно уменьшает эту проблему.

Но поскольку существующее законодательство состоит из огромного количества нормативно-правовых актов, законодатель не всегда посвящен во все мельчайшие детали регулируемых отношений и наблюдается высокая динамика изменений в общественной жизни, порождающая новые отношения, то двусмысленность и неполнота, задержки будут постоянно возникать,              а подзаконные акты – оказывать сильное влияние на реализацию законов.

Влияние исполнительной власти на судебную власть происходит,                  во-первых, через незаконное давление на досудебных этапах подготовки дела сотрудниками Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, иных органов, соприкасающихся со следствием. Во-вторых, через несвоевременность и неполноту исполнения судебных решений и приговоров. Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов подведомственны Министерству юстиции Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти[31].

Важность доведения дел до суда и исполнения судебных решений и приговоров очень велика для авторитета судебной власти в глазах граждан. Иначе они начинают искать иные методы установления справедливости, что в особо острых случаях доводит их самих до преступления норм Уголовного кодекса РФ. Особо стоит отметить важность дел в отношении высокопоставленных сотрудников органов государственной власти.

Таким образом, тот факт, что законодательно закреплено отсутствие             у судебной власти возможности проводить дознание, следствие и исполнение судебных решений и приговоров затрудняет ей самостоятельно выяснять «объективную истину» и утверждать «торжество справедливости». Делает исполнительную власть способной многократно ослабить судебную власть.

Исполнительная власть так же обладает[32] таким правовым инструментом как рассмотрение дел в рамках административного процесса. Смысл у этого есть и с точки зрения практики, и с точки зрения теории, если воспринимать принцип разделения властей не как разделение на функции, а как совместное властвование, а проявление специализации у ветвей – лишь как оптимальную и не единственную форму взаимного контроля. В отличие от «многовластия», при котором каждая власть неподконтрольна и враждебна остальным.

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть происходит через Постановления Пленума Конституционного Суда.                 

Часть 3 статьи 125 Конституции РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации».

Часть 4 статьи 125 Конституции РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом».

Часть 5 статьи 125 Конституции РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации».

Есть влияние судебной власти на законодательную аналогично влиянию подзаконных актов исполнительной власти, через Постановления Пленума Верховного Суда, толкующих применение норм закона.

Интересны и проявления сходства судебной власти с исполнительной. Так часть 3 статьи 123 Конституции РФ устанавливает: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон».                     Но судебный приказ[33], заочное производство[34] являются нарушением принципа состязательности, то есть сходны распоряжению исполнительной власти. Что также показывает судебную власть именно как власть, а не функцию.

Разделение властей по уровням, по «вертикали», так же является именно разделением властей, а не простой иерархией. Каждый уровень хоть и имеет свою зону ответственного контроля других уровней, но имеет и правовые механизмы влияния на всё, что происходит в Российской Федерации.                   Что характерно именно для власти, а не элемента иерархии.

Наивысшим уровнем власти является институт Президента Российской Федерации. Часть 1 статьи 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства». В этот институт следует включить так же все федеральные государственные и совещательные органы,                       не вошедшие в ветви власти федерального уровня и помогающие Президенту исполнять его обязанности, указанные в части 2 статьи 80 Конституции РФ:

· гарантию «Конституции Российской Федерации»

– Прокуратура[35] РФ;

· гарантию «прав и свобод человека и гражданина»

– Следственный комитет[36] РФ;

· принятия мер «по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности»

– Совет Безопасности[37] РФ;

· обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

– Государственный совет[38] РФ;

· обеспечение деятельности самого Президента РФ и осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ

– Администрация[39] Президента РФ.

Прокуратура Российской Федерации – «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Исторически[40], «12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура». В Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора» Петром I постановил: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Согласно пункту 1 статьи 83 Конституции РФ: Президент Российской Федерации «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров». Одобрение Совета Федерации при назначении Генерального прокурора следует воспринимать как нормальное явление при разделении властей, влияние (контроль) власти федерального уровня на власть наивысшего уровня.

Следственный комитет Российской Федерации «является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства». «Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета».

Совет Безопасности Российской Федерации «является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности».

«Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности».

Государственный совет Российской Федерации «является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».

Администрация Президента Российской Федерации «является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации».

И среди множества других целей части 4 «Положение об Администрации Президента Российской Федерации» есть и цель «содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти», и другие цели, названные для вышеперечисленных органов.

Наивысший уровень власти способен влиять на все остальные уровни власти, не лишая при этом их самостоятельности и возможности ответного влияния, для осуществления взаимного контроля. При этом три ветви власти на каждом уровне власти составляют единство. Обращение к любой ветви власти уровня власти есть обращение к уровню власти целиком.

Рассмотрим, как законодательно закреплено право наивысшего уровня власти влиять на федеральный уровень власти, уровень власти субъектов Российской Федерации, уровень власти местного самоуправления и уровень власти народа Российской Федерации.

Влияние наивысшего уровня власти на федеральный уровень власти многогранно. Выделим несколько наиболее важных моментов, действующих на момент написания работы, до новых поправок в Конституцию РФ.

Президент РФ утверждает структуру[41] федеральных органов исполнительной власти. И влияет на Правительство РФ через право председательствовать, назначение и снятие с должности Председателя Правительства РФ[42], его заместителей и федеральных министров, а также через личное руководство федеральными министерствами, службами, агентствами, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации;

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· Министерство иностранных дел Российской Федерации;

· Федеральное агентство по делам СНГ;

· Министерство обороны Российской Федерации;

· Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

· Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

· Министерство юстиции Российской Федерации;

· Федеральная служба исполнения наказаний;

· Федеральная служба судебных приставов;

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации;

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

· Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;

· Федеральная служба охраны Российской Федерации;

· Федеральная служба по финансовому мониторингу;

· Федеральное архивное агентство;

· Главное управление специальных программ Президента РФ (фед. агентство);

· Управление делами Президента  РФ (федеральное агентство).

 

Президент РФ может[43] отменить любое постановление Правительства РФ.

 

Согласно статье 84 Конституции РФ Президент РФ:

«а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».

 

Согласно статье 83 Конституции РФ Президент РФ:

«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов».

Влияние наивысшего уровня власти на уровень власти субъектов РФ.

Часть 2 статьи 85 Конституции РФ:

«Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом».

Президент РФ может снять с должности главу субъектов РФ                           с формулировкой «в связи с утратой доверия»[44].

Влияние наивысшего уровня власти на уровень власти местного самоуправленияпроисходит опосредованно[45] через федеральный уровень власти и уровень власти субъектов РФ. Возможно, следует предусмотреть гибкие и аккуратные правовые механизмы непосредственного влияния наивысшего уровня власти на уровень власти местного самоуправлении.

Влияние наивысшего уровня власти на уровень власти народа РФ.

Президент РФ согласно статье 84 Конституции РФ:

«а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Аналогично для влияния других уровней власти на все уровни власти. Чтобы не приводить в данной работе содержание всех статей Конституции РФ и значительной части федеральных конституционных и федеральных законов, остановлюсь только на проблемных, дискуссионных моментах.

Центральная избирательная комиссия это орган Федерального Собрания, относится к федеральному уровню власти. Пять членов от Президента РФ – это влияние наивысшего уровня власти на федеральный уровень власти.

Совет Федерации является инструментом влияния субъектов РФ                            на федеральный уровень законодательной ветви власти. В Совете Федерации по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Также в Совете Федерации представлено влияние наивысшего уровня власти, но не более 10% от количества представителей субъектов РФ.

Необходимо увеличить представительство уровня власти местного самоуправления в региональной, федеральной и наивысшей уровнях власти.

Центральный Банк[46] РФ, с точки зрения Национальной Безопасности и его назначения, должен войти в федеральный уровень исполнительной ветви власти, и встать по статусу в один ряд с Федеральным казначейством, находясь в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

 

Таким образом, принцип разделения властей в Российской Федерации имеет законодательное закрепление и развитую нормативно-правовую базу; разделение властей существенно отличается от разделения функций; можно выделить три ветви власти и пять уровней власти РФ; разделение властей отличается от многовластия взаимными связями; между властями в Российской Федерации существуют институты взаимного контроля, представительства и согласования интересов; оптимальный баланс сил властей, как по ветвям, так и по уровням, пока ещё не достигнут.

Обеспечение национальной безопасности требует, чтобы все элементы системы власти в Российской Федерации работали исправно и гармонично. Для этого следует продолжить совершенствование законодательства РФ: устранить пробелы в нем, отбросить пережитки прошлого и чужие клише, строить современное, эффективное и результативное государство сообразно менталитету, духу и идеалам нашего многонационального народа.

Значительную роль в строительстве государства продолжает играть личность Президента Российской Федерации, вынужденно несущего на себе бремя распределителя ролей. Исторический опыт и траектория развития нашей страны и мира позволяют предположить, какие требования к государственному устройству будет предъявлять будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: