Лабораторное занятие № 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Основные понятия: наблюдение, формирующий (психолого-педагогический) эксперимент, анкета, психолого-педагогическое исследование, метод «изучение продуктов деятельности», кейс-метод, метод проектов, объект исследования, предмет исследования, проблема исследования, актуальность исследования, новаторский педагогический опыт, виды учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), опытно-экспериментальная работа, библиография.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

Основными характеристиками психолого-педагогического исследования являются проблема и тема, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, методологическая основа, принципы и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Задача № 1.

Найдите лишние (или необязательные) этапы студенческого психолого-педагогического исследования в предложенном перечне:

• выбор, формулировка и обоснование темы исследования;

• разработка и составление рабочего плана, выбор методов и разработка методики проведения исследования;

• углубленное изучение научной и научно-методической литературы по проблеме исследования;

• анализ психолого-педагогической практик;

• анализ педагогического опыта (позитивного и негативного) прошлого и настоящего;

• сбор, обработка и систематизация собственных материалов

• проведение психодиагностического исследования

• опытно-экспериментальная проверка результатов исследования;

• формулирование основных выводов по результатам исследования;

• определение структуры работы;

• литературно-техническое оформление работы (язык, стиль, редактирование, соблюдение правил ГОСТ);

• апробация исследования и публикация статьи.

 

 

  Задача № 2.

Добавьте необходимые этапы психолого-педагогического исследования в предложенном перечне:

• выбор темы исследования;

• разработка и составление рабочего плана, выбор методов и разработка методики проведения исследования;

• анализ психолого-педагогической практики, педагогического опыта (позитивного и негативного) прошлого и настоящего;

• сбор, обработка и систематизация собственных материалов;

• опытно-экспериментальная проверка результатов исследования;

• литературно-техническое оформление работы (язык, стиль, редактирование, соблюдение правил ГОСТ).

 

 

Задание 1.

  1. Ознакомьтесь с правилами оформления КР
  2. Найдите недочеты в оформлении предложенных КР
  1. Найдите недочеты в оформлении предложенных КР

а) сравните заголовки в содержании и в тексте работы;

б) обратите внимание на наличие и оформление всех обязательных структурных компонентов КР (титульный лист, содержание, введение, главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения);

в) проверьте правильность оформления источников в библиографии;

г) обратите внимание на правильность нумерации страниц, оформление ссылок при цитировании;

д) проверьте правильность технического оформления текста: размер полей, шрифта, абзацных отступов, междустрочного интервала, положение теста на странице.

 

Задание 2.

Выберите тему курсовой работы и представьте модель психолого-педагогического исследования в соответствие с требованиями.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?

2. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?

3. Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.

4. Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.

5. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?

6. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.

7. В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?

8. Какие' методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике?

9. Почему использование тестов в педагогической психологии имеет этическую характеристику?

Литература

1. Методические указания по выполнению курсовой работы. studopedia.su

2. Особенности курсовой работы как научного исследования студентов. StudFiles.net›preview/5914093/

3. Немов Р.С. Психология для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013.-639с.

4. «КнигаФонд»:https://studfiles.net/

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. «Родителям о ребенкЕ»

Домашнее задание: Подготовка Презентации «О важном за 10 минут».

 Презентация представляет собой практические рекомендации для родителей, отражающие актуальную психолого-педагогическую проблему: тему детских капризов и истерик, что такое агрессия, как взаимодействовать с агрессивным ребенком, почему надо ли купить «крутой телефон», как решать конфликтные ситуации и так далее.

Выбрать из предложенных тем или предложить собственную. Подготовить Презентацию «Учитель - родителям», учитывая следующие требования, которые будут оцениваться:

1. Актуальность.

2. Психологическая обоснованность и грамотность.

3. Форма (технология) представления.

4. Этичность.

5. Эстетичность.

6. Групповая работа.

7. Время = 10 мин.

8. Одну тему представить в различных возрастах.

 

Возможные темы:

1. Зачем нужны родители?

2. Капризы детей

3. Как поощрять ребенка

4. Подросток влюбился

5. Как помочь лопоухому ребёнку, которого дразнят?

6. Детская ревность

7. Так ли страшен подросток, как его «малюют»

8. Как помочь ребенку победить страх

9. Почему ребенок не хочет говорить вам правду?

Примечание: Презентация принимается в любой свободной форме (технический регламент отсутствует).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1.

Познакомиться со следующими выводами и прокомментировать их, опираясь на психологические понятия и механизмы.

Воспитание детей – это такое ремесло,
Где нужно терять время, чтобы его выигрывать.
Ж.Ж.Руссо

Детей учит то, как они живут…

· Если ребенка постоянно критикуют, он учится осуждать других.

· Если ребенка окружает вражда, он учится бороться.

· Если ребенок живет в страхе, он становится опасливым и подозрительным.

· Если ребенка окружает жалость, он учится глубоко переживать

· свои поступки.

· Если ребенка окружают насмешки, он становится робким.

· Если ребенка окружает ревность, он узнает, что такое зависть.

· Если ребенок живет в стыде, он учится чувствовать себя виноватым.

· Если ребенка поощряют, он приобретает уверенность в себе.

· Если ребенка окружает терпимость, он учится принимать других.

· Если ребенка хвалят, он учится ценить других.

· Если ребенка принимают таким, какой он есть, он учится любить.

· Если ребенка окружает одобрение, он начинает нравиться самому себе.

· Если люди вокруг ребенка признают достижения друг друга, ребенок осознает, как хорошо быть целеустремленным.

· Если окружающие делятся всем друг с другом, ребенок узнает, что такое щедрость.

· Если ребенка окружают честность и справедливость, он узнает, что такое истинная справедливость.

· Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить в себя и в тех, кто его окружает.

· Если ребенка окружает дружелюбие, он узнает, что мир прекрасен и жить в нем хорошо.

· Если жизнь ваша исполнена покоя, то дети вокруг вас будут расти, сохраняя спокойствие души.



Литература

1. Немов Р.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").

2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

4. http://|nas2.net›deti/psihologiya-detej.

5. http://www.kindereducation.com›Детская психология

6. http://psy.1september.ru/2002/12/psl_4/4.htm

7. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

8. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

9. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

10. Емельянова Е.В Психологические проблемы современных подростков и их решение: Учебное пособие / Емельянова Е.В., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 375 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

11. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 11-е изд. - М.:Генезис, 2016. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

12. Зажигина М.А., Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают: Учебное пособие / Зажигина М.А., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

13. Млодик И.Ю.,Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 6-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 166 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

14. Кон И.С. Бить или не бить?: Учебное пособие / Кон И.С. - М.:Время, 2016. - 444 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

15. Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым: Принцип преемственности Учебное пособие / Ледлофф Ж., Шарашкин Л., Шарашкина И., - 11-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 210 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: