Психологические задачи

Задача №1. Вспомните свою школьную жизнь, с какими негативными проявлениями взросления приходилось встречаться или наблюдать в школе (буллинг, конфликты учитель-ученик и т.п.). Опишите ситуацию, как Вы помните, проанализируйте, грамотно ли была разрешена приведенная ситуация, предложите вариант разрешения и обоснуйте его.

 

Задача №2. В школьной жизни, вероятно, вам приходилось наблюдать или переживать сложные саморазрушительные формы поведения: зависимости (игровые, интернет, алкогольные, наркотические); преступная деятельность; самоубийства.

Проанализируйте этот опыт и его последствия.

Задание № 1. Как вы считаете, какие методы профилактики буллинга в школе, могут быть наиболее эффективными, аргументируйте свой довод (выявить ситуацию буллинга, исследовать «тайные места», предоставить слово анониму, повысить самооценку «жертвы», сформировать группу поддержки, учить детей общаться со взрослыми, сориентировать на самозащиту, привлечь родителей детей –«агрессоров», провести тренинги по сплочению и т.д.).

Кейсы. Критерии оценивания кейса:

1. Дан анализ ситуации: выявлена причина явления, дана оценка действий и мотивов участников ситуации.

2. Распознан возраст и названы его закономерности, сделан прогноз развития ситуации при действии или бездействии его участников.

3. Правильно интерпретированы, описанные факты поведения участников ситуации.

4. Теоретически обоснованы обнаруженные закономерности с грамотным использованием терминологии.

5. Предложены необходимые рекомендации для этой ситуации взрослым: родителям и/или педагогам.

Помощь в решении кейсов могут оказать вопросы, представленные в конце каждого из них.

Кейс №1.

Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

 

Вопросы:

1. О какой особенности Полины идет речь?

2. Может ли девушка справиться со своей проблемой самостоятельно?

3. Почему юношам и девушкам с данной особенностью необходима помощь взрослых?

4. Чем взрослые могут помочь Полине в этой ситуации?

 

Кейс №2. Миша, подросток полной комплекции, с некоторых пор стал стесняться одноклассниц. А уроки физического воспитания, по тем или иным причинам, стал пропускать.

Вопросы:

1. Чем вызвано поведение Миши?

2. Как помочь мальчику справиться с возникшими проблемами?

Кейс №3. Из письма старшеклассницы: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу мы не говорили по душам. Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине. Когда вечером она приходит домой, только и успевает спросить: “Как дела в школе?” А мне уже надоело отвечать на этот вопрос! Иногда мне кажется, что родителей вообще больше ничего не интересует! Поэтому мы часто не понимаем их, а они нас».

Вопросы:

1. Каково влияние взрослых и сверстников на юношей?

2. Почему для старшеклассников важно внимание и понимание родителей?

 

Кейс №4. В начале урока один из учеников десятого класса обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь. Он очень эмоционально отреагировал на данную ситуацию, обращался ко всем с вопросом «Кто взял или видел мою тетрадь?», так как в ней были важные записи с подготовительных курсов.

Через некоторое время к юноше подошла девушка из параллельного класса и вернула тетрадь, сказав, что случайно захватила его тетрадь, так как очень спешила. «Бывает, но в следующий раз будь внимательнее», – сказал в ответ мальчик.

Вопросы:

1. Чем можно объяснить поведение юноши в данной ситуации?

2. Какие выводы о воспитании юноши и девушки можно сделать?

 

Кейс №5. Виталий, ученик одиннадцатого класса, сказал родителям, что хочет быть инженером и планирует поступить в технический вуз. Однако родители, продолжатели династии врачей, категорически отвергли идею сына и настаивали на поступление в медицинский институт. На стороне родителей встали дедушка и бабушка, которые так же работали врачами.

После этого Виталий, который хорошоучился все эти годы, перестал уделять внимание учебе – часто стала появляться отметка «3», нередкими были неудовлетворительные оценки по многим предметам. Юноша утратил интерес к учебной деятельности. Виталий заявил, что, если не технический вуз, тогда он вообще не будет поступать в институт, а пойдет работать…

Вопросы:

1. Почему юноша так отреагировал на решение взрослых о его будущей профессии?

2. Что можно посоветовать родителям при решении вопроса о будущем их ребенка?

Кейс №6. Четырнадцатилетний Святослав всегда учился на одни пятерки и четверки, прилежно выполнял домашние задания, поручения родителей. Некоторое время назад у него начал теряться интерес к учебе. Появились новые друзья, с которыми он слушал рок-музыку, о чем-то говорил. Также у Святослава произошли существенные изменения во внешнем облике и стиле одежды. Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжелые высокие ботинки черного цвета, темные джинсы, нашивки, значки. К учебе интереса не проявляет. Последнее время Святослав стал грубым и агрессивным по отношению к учителям и одноклассникам, несколько раз участвовал в драках с другими школьниками.

Вопросы:

1. Каковы возможные причины произошедших изменений в пристрастиях Святослава?

2. Какие рекомендации можно дать родителям и учителям подростка в данной ситуации?

Кейс №7. Денис в начальной школе учился на «4» и «5», крайне редко получал отметку «3», из-за которой очень расстраивался. Он всегда активно работал на уроках, проявляя высокий познавательный интерес ко многим предметам. Но в пятом классе у мальчика резко снизилась успеваемость по многим учебным дисциплинам, на уроках он много отвлекался, часто ничего не делал, отказывался выполнять домашние задания.

Вопросы:

1. Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности?

2. Какие рекомендации по разрешению данной ситуации можно дать педагогам?

 

Кейс №8. Девочка четырнадцати лет проявляет неуравновешенность ид аже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учителям, поздно приходит домой. В тоже время, когда она уезжает в молодежный лагерь, то скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, обещает исправиться.

Вопросы:

1. Чем определяется такое поведение подростка?

2. Какие меры необходимо предпринять учителям и родителям для исправления данной ситуации?

 

Литература для подготовки:

1. Бочавер А.А.., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. - Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. doi: 10.17759/jmfp.2016050204. https://psyjournals.ru/files/82367/jmfp_2016_n_2_Bochaver_Zhilinskaya_Khlomov.pdf

2. Казанская В.В. Подросток. Трудности взросления. 2-е изд. Доп. – СПб.: Питер, 2009.

3. Кривцова С.В. Травля в школе – что делать. Методики антибуллинговой работы. - М.: Федеральный институт развития образования,2016.

4. Н. Л. Белопольская. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития. - https://psyjournals.ru/files/48349/na_poroge_vzrosleniya_Belopolskaya.pdf

5. Поливанова К.Н. Изменение практик развития и их последствия. - https://www.youtube.com/watch?v=UAy204POuDE&list=PLF192C9AC11ED4040&index=16

6. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml

7. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.176-190

8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.25-35

9. Толстых Н.Н. Современное взросление. - Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 4. – с.7-22.

Никитина Ю.В. Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 4, 2013.- [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

10. Волынская Е. В.Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие: Флинта 2012 г. - 165 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

11. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

12. Андрущенко Т., Тимашева Л.Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: