Литература для подготовки

1. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").

2. Способности и негативные образования личности // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 284-331.

3. Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 404-461.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.

5. Алмосов С. М. Проблема тревожности в современной психологии: Лаборатория книги, 2012 г.- 91 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

6. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

7. Харитонов С., Гуляев В. М.Экстремалы: дискордантности:Московский финансово-промышленный университет «Синергия» • 2016 год • 48 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

8. Андрущенко Т., Тимашева Л.Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

9. Фомин А. Я.Проблема развития воли Лаборатория книги • 2012 год • 104 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

10. Бриш К.Х. Теория привязанности и воспитание счастливых людей: Практическое пособие / Бриш К.Х. - М.:Теревинф, 2015. - 210 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

11. Сизикова И.В. Детские страхи: Учебное пособие / Сизикова И.В., - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 111 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

 

 

Практикум № 5. Развитие познавательной сферы в онтогенезе.

Самозачет по теме: фонематический слух, ситуативная речь, знаковая функция, произвольное внимание, произвольная память, произвольное воображение, эйдетическая память, сенсорные эталоны и развитие, центрация мышления (Пиаже Ж.), наглядно-образное мышление, логическое мышление, формальное операциональное мышление (подростка), рефлексия, моральное развитие, речевая культура, подростковая языковая субкультура.

Терминологический диктант.

Задание: В течении одной минуты письменно дайте определение понятиям (вытягивается одна карточка, содержащая 2 из предложенных терминов, представленных в задании для самозачета к практикуму).

Критерии оценивания

 Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

Вопросы для подготовки:

1. Когнитивное развитие ребенка в отечественной (Л.С. Выготский) и зарубежной психологии: А. Валлон, Дж. Брунер, Ж.Пиаже, Л.Колберг, А. Ньюелл и Х. Саймон.

2. Динамика развития сенсорно-перцептивной сферы в онтогенезе.

3. Особенности мнемонической деятельности на разных возрастных этапах.

4. Особенности мышления на разных возрастных этапах.

5. Интеллектуальное развитие  ребенка по Ж-Ж. Пиаже. Феномены Пиаже.

6. Развитие воображения современных детей.

7.  Роль взрослых в когнитивном развитии дошкольника, младшего школьника, подростка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОКЛАДА (СООБЩЕНИЯ) НА СЕМИНАРСКОМ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

1. Самостоятельное изложение содержания текста. Хорошее владение материалом (высокая степень его структурированности), умение объяснить встречающиеся в тексте специальные термины.

2. Умение заинтересовать аудиторию, контакт с аудиторией.

3. Использование разнообразных средств, позволяющих наглядно иллюстрировать сообщаемый материал.

4. Контроль времени (среднее время выступления – 2 минуты).

Снижает оценку:

невыразительное чтение текста, затянутость выступления, неумение объяснить встречающиеся в материале научные термины или ошибки, незначительный контакт с аудиторией, неумение объяснить терминологию, встречающуюся в тексте, отсутствие иллюстративных средств, отсутствие контроля за временем доклада.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Психологические задачи.

Задача №1.

Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось?

Задача №2.

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Задача №3.

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

Задача №4.

Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый – босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?

Задача №5.

Математикой с Алешей дома занимался папа. Как-то он предложил мальчику решить две задачи:

1. Коля старше Пети, а Петя старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?

2. Летели 4 птички. Они сели по одной на деревья – одна птичка оказалась лишней. Сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?

Алеша несколько раз повторял задачи, но решить не смог. Тогда папа взял 3 спички, отломил от 2 из них по куску разной величины, и с помощью этих спичек Сережа быстро и правильно решил первую задачу. Папа вырезал из бумаги 3 дерева и 4 птички – Сережа решил и вторую задачу.

Почему для решения задачи мальчику потребовались «заместители» предметов? О каких особенностях умственных действий ребенка свидетельствует этот пример?

Задача №6. Проанализируйте основные причины плохой коммуникации старшеклассника. Назовите вероятностные факторы возникновения этих недостатков общения.

1. Непонимание важности общения.

2. Неправильная установка человека (стереотипы мышления, предвзятость представлений, неадекватность отношений, отсутствие внимания, интереса к собеседнику, пренебрежение к фактам и т.п.)

3. Дефекты речи.

4. Рассеянность внимания.

5. Алогичность, некритичность мышления.

6. Неразвитость воображения, преставлений.

7. Отсутствие техники, культуры общения.

8. Функциональное состояние (болезнь, утомление и т.п.)

Задание № 1.

Заполните таблицу

 

Возрастной период годы Ведущая деятельность Какая сфера психики преимущественно развивается На что направлена познавательная деятельность Сензитивный период для познавательных процессов
Младенчество          
Раннее детство          
Дошкольное детство          
Младший школьник          
Подросток          
Ранний юношеский возраст          

 

КЕЙСЫ. Критерии оценивания кейса:

1.    Дан анализ ситуации: выявлена причина явления, дана оценка действий и мотивов участников ситуации.

2.    Распознан возраст и названы его закономерности, сделан прогноз развития ситуации при действии или бездействии его участников.

3.    Правильно интерпретированы, описанные факты поведения участников ситуации.

4.    Теоретически обоснованы обнаруженные закономерности с грамотным использованием терминологии.

5.    Предложены необходимые рекомендации для этой ситуации взрослым: родителям и/или педагогам.

Помощь в решении кейсов могут оказать вопросы, представленные в конце каждого из них.

 

Кейс 1. Пятимесячному малышу дали в ручки новые яркие игрушки из мягкого материала. Он стал их трогать, рассматривать, брать в рот, проявляя интерес к игрушкам. Когда же старший брат близко к ребенку поднес свою игрушку – новое большое черного цвета ружье – младенец стал громко плакать…

Вопросы:

1. Почему младенец берет игрушки в рот?

2. Почему младенец плачем отреагировал на новую большую и темную игрушку – ружье?

3. Какие советы по выбору игрушек можно дать родителям?

 

Кейс 2. Юра пытается починить тележку. Сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» –радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Вопросы:

1. Какие особенности мыслительной деятельности дошкольника проявились в данной ситуации?

2. Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе занятий с ребенком?

 

Кейс 3. Дети четырех-пяти лет участвовали в эксперименте. Им предлагалась такая задача: в два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество слегка подкрашенной воды и спрашивали ребенка: «Где больше воды?» Ребенок уверенно отвечал: «Одинаково!» Тогда у него на глазах воду из одного стакана переливали в более узкий и высокий стакан и снова спрашивали: «А теперь, где больше воды?» Ребенок отмечал, что в высоком стакане воды больше.

Вопросы:

1. Как называется данная особенность мышления дошкольников?

2. Чем объясняется ее наличие?

Кейс 4. В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия–очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, а положительного результата все равно нет».

Вопросы:

1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?

2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

Литература:

1. НемовР.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 11-175.

3. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002. – [Электронный ресурс]http://padaread.com/?book=33114&pg=16

5. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

6. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб.пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: