Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание ситуации для психологического настроя на урок.
- Здравствуйте, ребята.
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
Прикоснитесь ладошками друг к другу
-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока. А какой у нас урок?
- О чем мы должны помнить на каждом уроке?
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу.
На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.
Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.
Интересным, весёлым, познавательным.
|
|
II. Актуализация знаний.
— Сейчас поиграем в игру, в которой нужно превращаться в различные деревья. Например, я говорю: «Дуб!». Как его показать, чтобы было понятно, что изображается именно это дерево, а не другое?
(Показать на пальцах «желудь», сделать руки в кольцо - «большой», нарисовать в воздухеволнистый контур листа...)
Примеры деревьев (и подсказок) для игры:
■ береза (цвет, «сережки»);
■ тополь (пух);
■ липа (жужжание пчел, липкость);
■ осина (дрожит - «всего боится»);
■ каштан (колючие «шарики», пятипалый лист);
■ рябина (гроздья, «бусы»);
■ акация (иголки, стручки - «свистульки»); и др.
По ходу игры можно оценивать выразительность, яркость и убедительность изображения.
Беседа о характерных признаках.(Разделение на группы)
— Назовите существенные признаки лиственных деревьев.
— Эти признаки есть у любого дерева: и у березы, и у тополя, и у дуба, и у всех остальных лиственных деревьев. Но при этом каждый вид деревьев имеет еще и какие-то свои признаки, по которым можно отличить его от всех других. Например, чем береза отличается от других лиственных деревьев? А клен? Ива?
— Сейчас вы назвали характерные признаки березы (клена, ивы). Таким образом, существенные признаки - это те, которыми данный класс объектов отличается от других классов; например, деревья от других растений. А характерные признаки те, которыми различаются разные объекты друг от друга внутри этого класса; например, березы от всех остальных деревьев.
Для закрепления понятий рекомендуется ответить на вопросы, по каким признакам – существеннымили характерным - отличаются:
|
|
■ собаки от других млекопитающих;
■ апельсины от других фруктов;
■ «Буквари» от других книг;
■ «мерседесы» от других автомобилей;
■ кометы от других небесных тел;
■ колокольчики от других цветов и др.
Желательно, чтобы давался полный развернутый ответ. Можно предложить детям самим придумать подобные вопросы.
Работа в группах «Признаки для сравнения».
— Когда сравнивают объекты между собой, то делают это не по любым произвольным признакам, а по существенным или характерным.
Например, кинофильмы можно сравнивать по жанру, по продолжительности, по актерскому составу, по сюжету и т. д.; магазины сравниваются по ассортименту, по уровню цен, по качеству обслуживания, по размеру помещения и т. д. Не имеет смысла сравнивать кинофильмы по размеру съемочной студии, а магазины по «составу» продавцов... Желательно еще до начала сравнения выделить признаки, по которым оно будет проводиться, а затем при сравнении определять сходство или различие объектов именно по этим признакам.
Задание: придумать признаки для сравнения объектов одного класса и сравнить между собой любые два объекта. Например, придумать признаки, по которым можно сравнивать магазины, и сравнить любые два магазина по этим признакам.