Методические рекомендации для работы с детьми с ОВЗ на уроках математики

В классах с инклюзией присутствует проблема адаптации ребенка в процессе обучения, проблема восприятия всего школьного материала, восприятие ребенка с ОВЗ, как самого себя в социуме. Существуют некоторые школы, которые полностью перешли на инклюзивное образование, в которых есть специальное оборудование, специальные педагоги и методики преподавания. Это шаг в будущее. Однако, для того, чтобы все школы перешли на инклюзивное образование, очень мало теоретически-накопленных знаний, от сюда вытекает проблема- каковы методы и приемы обучения математики в процессе инклюзивного образования.

Особенности развития детей с ОВЗ:

1.Низкий уровень развития восприятия.

2.Недостаточно сформированы пространственные представления.

3.Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

4.Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6.Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Все компоненты языковой системы не сформированы [10]

Те педагоги, которые уже имеют опыт работы в условиях инклюзивного образования, разработали следующие способы включения: 1) принимать учеников с ОВЗ как любых других обучающихся; 2) включать их в те же «активности», но ставить при этом разные задачи; 3) вовлекать обучающихся с ОВЗ в групповые формы работы и групповое решение задачи; 4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования

Учителя руководствуются схемой «Знаем-принимаем-Готовы включить»

Учитель должен вовлекаться в разнообразные виды общения с учениками так, чтобы узнать каждого ученика индивидуально, адаптировать учебный материал под индивидуальные возможности ученика. Учитель решает вопрос вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс (организация и технологическое описание)

Главная цель-достижение всеми учащимися своей социальной значимости[1].

Проблемы при обучении математике учащихся с ОВЗ:

1) Невозможность длительного интеллектуального напряжения

2) Трудности по овладению навыком устного счета

3) «Боязнь» текстовых задач большого объема

4) Трудности в заучивании наизусть и воспроизведение выученного материала

5) Трудности при работе с чертежными инструментами в связи с недоразвитием мелкой моторики рук, дисграфией.

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Работая в таких классах учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

1.овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

2.развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

3.формирование предметных основных общеучебных умений;

4.создание условий для социальной адаптации учащихся.

Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Общие подходы в работе с детьми ОВЗ:

ü Учебный материал должен быть в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный настрой, активизировать познавательные интересы (Принцип эмоциональной окрашенности).

ü Использовать принцип систематичности и последовательности (важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносятся, что-то новое в содержании материала, в характер его усвоения)

ü Практиковать многократные повторения и напоминания.

ü Материал должен преподноситься малыми дозами, с постепенным усложнением. (Для предотвращения наступления утомляемости необходимо чередование умственной и практической деятельности).

ü Следовать главному девизу: «Не спешить!»

ü Широко использовать принцип наглядности, доступности (использовать интересный и красочный дидактический материала) в сочетании с принципом научности.

ü Использовать принцип фасилитации (облегчение трудностей на начальном этапе обучения).

ü Поддержка и поощрение активности ребенка «Зона ближайшего развития» - основной принцип детей ОВЗ.

ü Особое внимание уделять коррекции всех видов деятельности

ü Проявлять педагогический такт.

Для повышения продуктивности урока необходимо:

ü Четкие и продуманные инструкции для учащихся

ü Обязательное включение устной работы в ход каждого урока

ü Обучение работать с учебником и учебным пособием.

ü Коррекция обучения

ü Пошаговая инструкция, алгоритм.

ü Выполнение заданий по образцу. Опорные конспекты. Тренажеры. Памятки. Тесты.

ü Дидактические игры

ü Оказание дифференцированной помощи на уроке.

Четкая и последовательная организация и выполнение задач учителем позволит ребенку с ОВЗ:

1.осознать себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;

2.формировать способность организовывать повседневную жизнь соответствии со своими особенностями;

3.формировать потребность в сознательном и ответственном отношении к учебе.

Мотивация и возможности к обучению детей с ОВЗ снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает положительную динамику результатов обучения. Но важнее всего видеть заинтересованность в глазах учеников, осознавать, что знания, полученные на уроке, помогут им в жизни. Проявление особого внимания, педагогического такта, поощрение за даже небольшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку – это важнейшие условия развития в нём веры в собственные силы и возможности. А для особенных детей это, пожалуй, самое главное. [12]

Основные направления работы с детьми с ОВЗ:

· развитие зрительного восприятия и узнавания;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие основных мыслительных операций;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· обогащение словаря;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. [8]

Поэтому при организации учебно–воспитательного процесса с детьми с ОВЗ используется следующие способы: замедленный темп обучения; предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения);дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут; соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности); использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание; организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях; наглядно – практический характер обучения; опора на знания и жизненный опыт учащихся; установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи; осуществлять индивидуальный подход к детям; Во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Урок в классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.[13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: