Некоторые приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках математики

Не последнюю роль в развитии внимания и памяти играют систематические упражнения, направленные на повышение мотивации и концентрации внимания обучающихся. Вниманиешкольников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление. К таким упражнениям можно отнести следующие типы заданий: в тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д. или упражнение «собери фигуру» (разрезанную на части геометрическую фигуру нужно собрать и назвать). На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения (игра «молчанка»- учитель показывает пример, а ученик должен сказать результат); «скрутить клубок слов»-выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто-нибудь не ошибется. Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти. На различных этапах урока включать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения. Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Проверка знаний учащихся, как правило, проводится в форме контрольных и проверочных работ. Очень продуктивно использование небольших тестовых заданий, в которые включены задания, аналогичные домашним. Обязательно проводить анализ выполненных работ, на основании которых, в дальнейшем учащимся предлагаются индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях.

При объяснении нового материала новые термины и понятия можно вводить не через определение, а через образ. Новые математические правила или законы учащиеся пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где возможно, используется приём перевода математических правил на язык [15]. Закрепление учебного материала можно проводить с использованием: таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля; карточки для коррекции знаний- их можно составить из трех частей (правило, образец применения, задания для самостоятельной работы); карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия; рекомендуется подготовить разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях. Для обобщения и систематизации пройденного материала эффективно составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся: зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, логические задачи. Проводить уроки с использованием ИКТ. Использовать разные приемы стимулирования и контроля, циклическую взаимопроверку, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. Например, каждому игроку дается чистый лист бумаги и ручка. Кроме этого, каждый берет по листку, на котором написана зашифрованная пословица или поговорка. Чтобы ее зашифровать, вам просто-напросто нужно выбросить все гласные буквы, оставив только согласные. Можно использовать следующие поговорки:

1. Любишь кататься – люби и саночки возить – ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ.

2. На вкус и цвет товарищей нет – НВКСЦВТТВРЩНТ.

3. Под лежачий камень вода не течет – ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ.

Можно зашифровать слово или определение, например: ПРЛЛЛНПРМ –«Параллельные прямые». Актуальны уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. Важным звеном является рефлексия (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и деятельности всего класса. Активные методы рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Самое главное на этапе рефлексии – это ответ на вопрос, где можно применить новые знания в повседневной жизни.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках возможно использование следующих приемов:

– использование сигнальных карточек

–использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску, при правильном ответе на вопрос, и детям очень нравится этот соревновательный момент, ведь есть возможность выполнить задание быстрее и лучше других;

– «узелки». Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить. Их можно использовать для закрепления нового материала, в начале урока или открывать их в ходе изучения материала, что будет оказывать помощь детям при выполнении заданий;

– работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка. Зная индивидуальные особенности учащихся на карточках можно варьировать уровни сложности.

-карточки–коррекции (алгоритмы) знаний. В них кратко представлен необходимый теоретический материал (алгоритм решения) и образцы решения некоторых примеров, цветом или определенными геометрическими фигурами выделены коэффициенты и математические знаки. Учащиеся эти карточки и задания получают в начале урока или по ходу урока. В течение урока оказывается консультативная помощь, если ребенок понял и выполнил выданные ему с карточкой задания, то он включается в работу класса. В конце урока учащиеся сдают на проверку свои работы. При проверке ошибки желательно не исправлять, а подчеркивать, для того чтобы на следующем уроке ребенок самостоятельно мог найти ошибки и исправить их.
Карточки – коррекции (алгоритмы) помогают осуществлять на уроке индивидуальный подход, дают учащемуся минимальный объем теоретических знаний и образцы решений, помогают развивать память, логику, внимание. Карточки «Найди ошибку », хорошо использовать при проведении анализа контрольных и самостоятельных работ.
Наиболее продуктивным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа[12].
На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, уроки-сказки, уроки путешествия, разучить считалку, отгадать загадку, ребус, активизируя познавательную деятельность.
В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом. По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно. Контрольные и самостоятельные работы составляются индивидуально (по уровням).
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик  активно участвует в процессе [9]
        Рассмотрим еще некоторые нестандартные приемы работы на уроках математики с детьми с ОВЗ. Аудиал -данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Используется данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а также для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. Кинезиологические упражнения -включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а также упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж. Рекомендуется систематическое проведение внеклассных мероприятий по математике, а также организовывать участие в олимпиадах детей с ОВЗ. Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную, что позволяет сформировать устойчивое восприятие материала. Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.

– Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно, сюда входят приемы с различными цветовыми изображениями на доске, работа с сигнальными карточками и т.д. Все вышеперечисленные инклюзивные технологии обучения в различной степени влияют на восприятие учебного материала и на мотивацию познавательной и учебной деятельности учащихся.

Разнообразие различных технологий и приемов позволяет учителю варьировать различные виды работы, что считается эффективным средством активизации мыслительной деятельности ученика. При переключении с одного вида работ на другой сохраняет активность ребенка, а так же не дает отвлечься от хода урока и развивает его восприятие с различных сторон. Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования. [3]

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.Например, беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны- они развивают слуховую память. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда, без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений. [9]

Рассмотрим некоторые средства формирования устных вычислительных навыков; задачи в стихах; различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых есть в учебниках. В тетрадь записывать только ответы и самые быстрые и точные  получают оценки; игры для устного счета- «найди пропущенное число», «вставь пропущенное число», эстафеты, мини- соревнования. Например, игра «Молчанка»-учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра хороша тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

Игровой момент №1. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.

Игровой момент №2. На доске закреплены карточки. Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания. Можно использовать тесты, математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, создание проблемных ситуаций. [13]

Упражнения по развитию внимания, мышления:

«Морские волны». Развитие переключения внимания. Игру хорошо использовать в качестве физ.минутки или как вариант смены деятельности на уроке. По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

«Аналогии». На доске представлены задания. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово, а под чертой – 5 вариантов ответа. Необходимо выбрать одно из этих пяти, которое находится в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов. Аналогичные задания можно использовать на любых уроках, подбирая к соответствующей теме или пройденным темам понятия.

«Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Предлагается ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».Например: 1)прямой, тупой, развёрнутый, круглый, острый; 2)Ромб, квадрат, треугольник, параллелограмм, трапеция.

 «Использование предметов». Детям дается задание перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, фигур, предметов.Такое задание помогает в развитии логического мышления и используется в качестве смены вида деятельности на уроке, разнообразит урок.

  «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Например:
- подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» - «задача».
- подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» - «остаток».
И так по любой учебной теме. Задание можно использовать в начале урока.

«Выражение»
«Параллельные прямые» -   «ЛЕЫЕПАЛАРЛЬН МРЯПЕЫ»

Задание можно использовать по любой пройденной теме. Дети могут придумывать сами по теме урока, как домашнее задание. Задание можно использовать в конце урока. [5]

Рекомендации по организации обучения математике зарубежной литературе:

1) разрешение использовать калькулятор; 2) группирование сходных проблем; 3) размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице); 4) использование малого количества заданий для получения оценки; 5) использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы; 6) предоставление стола с математическими предметами для справочной информации; 7) обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом; 8) поэтапное представление проблемных заданий; 9) использование визуальных пособий (картинок, графиков). [2]

При проведении урока математики в классе с инклюзией, чтобы добиться качественного результата, нужно учитывать.

1) следует тщательно подготавливать и подводить детей к началу образовательного процесса и к сложным объемным темам, повышая тем самым их мотивацию и интерес; 2) нужно формировать полезные практические умения и навыки, чтобы ребенок понимал, для чего ему изучение тех или иных разделов математики; 3) обязательное использование наглядного дидактического материала, применение практических методов изучения; 4) организовывать дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая возможности каждого учащегося; 5) необходимо ориентироваться на ближайшую зону развития ребенка, используя при этом различные методы и приемы обучения, т.е. создавать для учащихся оптимальные условия для максимальной реализации своих возможностей в ближайший момент времени; 6) формировать метапредметные учебные действия – контролировать, планировать, анализировать, и оценивать свои результаты выполнения заданий; 7) пытаться сформировать максимальный интерес к учебной деятельности, посредствам полезности предоставленной информации для учащихся; 8) Необходимо использовать активные методы обучения. К вышеуказанному следует добавить еще несколько пунктов, обязательных к выполнению: − необходимо многократное повторение основного материала в понятной и доступной форме; − изучение материала должно происходить постепенно, учитывая настроение, умственные возможности и психологический настрой данной группы детей; − следует постепенно усложнять материал и вследствие этого дополнять его новыми заданиями; обязательно включение решения арифметических задач устно и письменно, для развития у учащихся аналитических способностей: способности рассуждать, анализировать, приводить умозаключения; необходимо увеличить внимание к устному счету, так как при данной операции учащиеся учатся запоминать, развивают свое внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;  рекомендуется включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии; следует создать положительную и доброжелательную атмосферу в классе. Необходимо хвалить детей даже за небольшие успехи в обучении, а чаще всего за их упорство, благодаря чему, повышается мотивация и стремление учащихся к изучению предмета математики; − возможно проведение внеклассных мероприятий в направлении математического анализа; − обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке; − необходимо создать алгоритм для учащихся для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить (исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего урока, который потом станет привычным для учащихся и будет самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока. Однако урок не должен представлять собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к восприятию новой темы или продолжению предыдущей, что даст положительный результат в успехах учащихся. [12]

 

                                                     Литература:

 

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

2. Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999.

3. Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012

4. Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996

5. Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

6. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26750/1/978-5-8050-0653-2.pdf

7.https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26750/1/978-5-8050-0653-2.pdf

8.https://studopedia.net/6_54840_gotovnost-pedagogov-kak-osnovnoy-faktor-uspeshnosti-inklyuzivnogo-protsessa-v-obrazovanii.html

9. https://gigabaza.ru/doc/153482.html

10.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/386375-metodicheskie-rekomendacii-dlja-raboty-s-detm

11.https://uchitelya.com/pedagogika/2197-statya-po-teme-metodicheskie-osobennosti-uroka-matematiki-v-klasse-s-detmi-s-ovz.html

12.http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2653/ШИГЛИНА_Ю_А_ВКР.%20магистр%202017.pdf?sequence=1&isAllowed=y

 

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: