Перед началом работы следует выбрать точку зрения на изображаемую натуру, с учетом освещения; поворота и движении формы в пространстве.
Предварительные композиционные зарисовки и наброски помогут определиться с этим выбором. Надо научиться ясно представлять, как должна выглядеть в конечном результате.
II этап: Композиционное размещение обшей формы и массы головы
На основе готовых эскизов следует разместить голову на листе, согласно ранее найденному композиционному решению. Рисунок следуем начинать легкими линиями свободными движениями, позволяющими уловить характер и движение плоскостей натуры в пространстве. Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, бороды, шапки волос. Намечая основной объем головы, следует отделять лицевую поверхность от поверхностей, идущих к затылку.
III этап: Линейно-конструктивное построение основной формы
Затем на общем объеме головы надо более точно определить положение и направление основных линий построения с учетом парности деталей головы и основных форм: вертикальная профильная линия, линии глаз, надбровных луз.; также основание носа. уха. линия рта и т.д..
|
|
Приступая к изображению основных деталей головы, нужно исходить из понимания геометрической основы их формы: нос — это призма, глаз — шар и т.д. В процессе построения особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм.
Точное рисование (построение) стоит сочетать с рисунком «на глаз». Также необходим отход, это позволяет увидеть композицию в целом и вовремя заметить ошибки. Необходимо постоянно смотреть на натуру целиком, стараясь взять общие пропорции головы, с учетом поворота, наклона, характера формы.
IV этап: Дальнейшая проработка основных форм, детален головы, их взаимосвязь и характер. Работа тоном с учетом освещения
Каждый этап работы требует предварительного анализа проделанной работы. Надо обратить внимание на свои ошибки в предыдущих стадиях. Исправив их, приступаем к более детальной проработке формы.
На этом этапе переходим к уточнению и конкретизации рисунка. Работая над отдельными деталями, из стадии геометрических форм постепенно переходим к изображению реальных форм. Работа тоном ведется параллельно с линиями построения.
V этап: Наполнение большой формы деталями. Анализ малых форм
Дальнейшая работа над отдельными формами, деталями, выявление объема посредством светотеневых отношений. Можно проложить тоном плоскости, которые находятся и тени. Работа над волосами и бородой требует внимательного анализа данной формы. Следует избегать внешнего контурного копирования отдельных прядей, а проследить, как они группируются, образуя самостоятельные геометрические формы, находить границу плоскости поворота основной формы головы, на которой они располагаются.
|
|
VI этап: Завершающий этап: уточнения, исправления, обобщение
На последнем этапе работы нужно, прежде всего, проверить общее его состояние: уточнить характер форм, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне. Должен хорошо читаться большой свет и большая тень, границы света-тени акцентироваться тоном.
Степень завершенности работы должна быть обусловлена решением поставленных задач.
Заключение
Рисунок — основа, главная ткань, стержень изобразительного искусства! Его нельзя рассматривать как нечто начальное или приложение. Рисунок - само по себе искусство! Великий Микеланджело считал, что рисунок «единственное искусство, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают». Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода.
Развитие техники рисунка тесно связано с эволюцией стилей, присущих каждой эпохе, и эстетической направленности художника. Благодаря рисунку художник выявляет отношение к изображаемому. Почерк отражает его душевное состояние. Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.
Список используемой литературы
1. Академический рисунок. Уроки великих мастеров [Текст]. - М.: Эксмо, 2014. - 224 c.
2. Ли, Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка [Текст] / Н. Ли. - М.: Эксмо, 2019. - 264 c.
3. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»: - М.: Владос, 2018. - С. 4 - 45.
4. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: моногр. [Текст] / Н.Н. Ростовцев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 242 c.
5. Шерифзянов, Р. Ш. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку. На примере подготовки художника-педагога [Текст] / Р.Ш. Шерифзянов. - М.: Прометей, 2013. - 283c.
6. Теория Академического Рисунка [Электронный ресурс] URL: https://wwclub.ru/risunok/teoriya-akademicheskogo-risunka.html (дата обращения: 13.02.2020)
Приложение (иллюстративный материал)
I этап: Композиционные зарисовки
Фото этапа
II этап: Линейно-конструктивное построение основной формы
Фото этапа
III этап: Дальнейшая проработка основных форм, деталей головы, их взаимосвязь н характер. Работа тоном с учетом освещения
Фото этапа
IV этап: Дальнейшая проработка основных форм, детален головы, их взаимосвязь и характер. Работа тоном с учетом освещения
Фото этапа
V этап: Наполнение большой формы деталями. Анализ малых форм
Фото этапа
VI этап: Завершающий этап: уточнения, исправления, обобщение
Фото этапа