Правовое регулирование угольной отрасли в России

 

Стоит отметить, что правовое регулирование угольной отрасли до сих пор остается незавершённым процессом в России, ввиду нестабильной экономической, политической и правовой обстановки.

На сегодняшний день за правовое регулирование угольной отрасли отвечает Министерство энергетики Российской Федерации. Существует достаточно развитая нормативно-правовая база, которая обеспечивает правовое регулирование угольной отрасли как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Перечислим некоторые нормативно-правовое акты.

Стоит назвать главный закон страны – Конституцию РФ[6], который определяет основы правового регулирования угольной отрасли в РФ. Никакие нижестоящие законы и подзаконные акты не должны противоречить главному закону страны. Конституция закрепляет право каждого гражданина на информацию об состоянии экологии, на защиту жизни и здоровья, право на благоприятные условия проживания. Таким образом, при добыче угля должны выполняться необходимые минимумы по охране труда, по уровню выделения вредных веществ в атмосферу и другое.

Уголовный Кодекс РФ (далее – УК РФ)[7] устанавливает уголовную ответственность за незаконную добычу угля. Например, согласно статье 255 предусматривается ответственность за нарушение правил охраны и использования недр. Уголовным законодательством запрещена добыча полезных ископаемых без лицензии, за пределами предоставленного горного отвода, кража полезных ископаемых. Стоит отметить, что в настоящее время в области уголовного права в отношении угольной отрасли есть недостатки и пробелы. Во многом проблемы правоприменения обусловлены несовершенством изложения уголовно-правовой нормы, в том числе несоответствием между ее местоположением в структуре Уголовного кодекса и защищаемыми ею общественными отношениями[8].

Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) призван регулировать трудовые отношения в угольной промышленности[9]. За тяжелые условия труда предусмотрены дополнительные выплаты, вредность. Кодекс содержит нормы, закрепляющие заработную плату, обеденный перерыв отпуска, гарантии и компенсации работникам при увольнении, медицинские гарантии, регулирует поведение работников путём дисциплины труда, даёт гарантии на охрану труда и многое другое. Статья 109 ТК РФ предусматривает для работников в течение рабочего времени специальные перерывы в дополнение к общеустановленному обеденному времени. В кодексе гарантируется минимальный размер повышения оплаты труда работникам. Минимальный размер оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки от установленной для других видов работ с нормальными условиями труда. Статья 117 ТК РФ закрепляет предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, чья работа связана с вредными условиями производства. Минимальная продолжительность такого отпуска должна составлять не менее семи календарных дней.

Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»[10] также защищает интересы работников угольных шахт.

А согласно таким нормативным актам, как Федеральный закон «О страховых пенсиях»[11], Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости»[12] и в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[13], работникам угольной промышленности при соблюдении ряда условий, таких как определённый минимальный стаж работы на угольном предприятии, наличие вредных условий труда, достижение пенсионного возраста, приобретение инвалидности, полагаются дополнительные пособия и надбавки к пенсии.

Однако, ввиду того что в нашей стране огромное количество всевозможных законов и актов, которые не всегда объясняются гражданам вовремя люди иногда путаются в них и не могут разобраться какие пособия им полагаются, а какие нет. Так, в 2016 году обратился в Верховный суд гражданин с иском к государственному учреждению, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края[14], о признании права истца о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии. Из материалов дела понятно, что истец имеет не маленький стаж работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников. Однако Управление пенсионного фонда ему отказало в доплате ввиду того, что не был засчитан в трудовой стаж период работы истца на шахте «Алмазная» в течение семи лет, и по причине этого его общий трудовой стаж не набирает нужных двадцати пяти лет. То есть, ввиду того, что истец не разобрался в законодательстве и полагался на неактуальные данные и акты, которые требовали стаж менее двадцати пяти лет, судом не были удовлетворены требования истца о назначении ему дополнительных выплат к пенсии.

Делая вывод из судебной практики, следует сказать, что гражданам, не имеющим юридическое образование, необходимо по любым вопросам, касающихся пенсий, пособий, выплат обращаться за разъяснениями прав на их получении в соответствующие органы.

Но, не только российские работники имеют право на дополнительные выплаты к пенсии по достижению стажа рабочего. Также такое право имеют и работники бывшего ССР, которые работали в угольных организация до 1 декабря 1991 года[15].

Также законодатель ввёл ряд актов, которые регулируют угольную отрасль, чтобы она не несла значительного вреда для нас. Полностью отработанный загрязнённый уголь относят лишь к IV категории отходов из всех V классов по степени опасности отходов, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления»[16]. IV класс – это малоопасные отходы, но их нельзя назвать и совсем безопасными, поэтому для данного класса отходов установлены отдельные нормы по их хранению и утилизации.

Административный Кодекс РФ (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за административные правонарушения в области угольной отрасли. Так, статья 8.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр[17]. Так, в 2014 году в Кемеровской области по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью был составлен протокол по делу об административном правонарушении, согласно которого данное юридическое лицо нарушило экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении, и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой и иными опасными веществами. В ходе расследования было установлено, что отопление нежилого помещения, в котором располагалось общество, обогревалось при помощи котла, который работал на угле, ввиду чего образовывался шлак. Данный вид отхода общество не отнесло в определённому классу отходов и помещение не было оборудовано для сборки отходов для предотвращения его попадания в атмосферу, чем и было нарушено законодательство. Обществу и руководителю данного общество был выписан штраф и возложена обязанность по устранению всех проблем с отходами[18].

Главный вид транспорта для транспортировки угля является железная дорога. До 30 % первичных энергоносителей перевозится именно по железным дорогам, и крупнейшая железнодорожная компания, которая осуществляет перевозку – это ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), а конкретно для угольной отрасли основным является Западно-Сибирское отделение.

Государственный контроль в сфере транспорта и поставки угля выражается в составлении обязательных для сторон сделки договоров. Гражданский Кодекс РФ (жале – ГК РФ)[19] – Федеральный закон, который регулирует гражданского правовые отношения в области угольной отрасли. В Гражданском Кодексе закреплены все основные виды договоров, применимых к угольной отрасли.

Во внешнеторговых контрактах для исключения каких-либо непониманий с обеих сторон, а также для решения широкого круга вопросов, которые касаются транспортировки груза, утверждены специальные правила. Международные правила толкования торговых терминов созданы Международной торговой палатой и называются - ИНКОТЕРМС[20]. Данные правила призваны распределять обязанности между покупателем и продавцом.

Налоговый Кодекс (НК РФ) закрепляет налоговый режим на добычу угля. Плательщиками налога на добычу полезного ископаемого согласно Налоговому кодексу признаются индивидуальные предприниматели и организации, которые в соответствии с законодательством признаны пользователями недр. Статьей 343.1 Налогового кодекса РФ[21] предусмотрено уменьшение налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. Сставки необходимо корректировать с помощью соответствующего коэффициента-дефлятора.

Правила определения и установления коэффициентов закреплены в Постановлении Правительства РФ[22].

Стратегия развития угольной отрасли до 2035 года призвана обеспечить решение данных проблем, включая такие меры как лицензирование участков недр угольных месторождений, позволяющих вести разработку в наиболее безопасных горно-геологических условиях, поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей, внедрение инновационных технологий, автоматизации и роботизации процессов добычи, переработки и транспортировки угля, также планируется повышение качества угля и расширение угольной продукции.

В России деятельность российских угольных компаний осуществляется под контролем Федеральной антимонопольной службы. Федеральная антимонопольная служба РФ ведет Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара, в том числе и угля, в размере более чем тридцать пять процентов[23]. Служба обязует крупные организации, чьи объёмы реализации угля за год превысил 1 млн. раскрывать параметры своих контрактов, в том числе долгосрочных[24].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: