Предложения по совершенствованию российского законодательства

Полное обновление производственных мощностей, создание новых производственных комплексов в Кузбассе, Ростовской области, а также на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, синхронизация развития железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения поставок продукции на внешний рынок - все это предусмотрено программой развития угольной промышленности России до 2035 года. Ее своим распоряжением утвердил председатель правительства Михаил Мишустин. Все это предполагает и совершенствование российского законодательства, повышение его эффективности.

Действующая в настоящее время схема управления угольной отраслью имеет серьезные недостатки, заключающиеся в децентрализации функций государственного управления и рассредоточения финансовых и материальных ресурсов, являющихся действенными рычагами воздействия на работу предприятий. Потеря управляемости отраслью привела к падению производства и нарастанию социальной напряженности в шахтерских коллективах. Целесообразным для России является исследование опыта такой страны, как Китай. Ведь ввиду схожести  экономик, высокого удельного веса угля в структуре промышленного производства, общих географических и исторических особенностей развития. Вместе с тем, в части горно-геологических условий существуют определенные различия. В России преобладает открытый способ добычи. Данный факт указывает на относительно благоприятные условия для разработки месторождений угля, что позволяет странам наращивать добычу с низкими затратами.

Так, по мнению председателя Российского организационного комитета Всемирного горного конгресса, заслуженного экономиста России Г.Л. Краснянского, необходимым представляется расширение использование угля в местах угледобычи, комплексное использование угля в секторе энергетики и металлургии, исследование пригодности угля для получения продуктов углехимии и композитных материалов. В угольной отрасли автором предлагается производство термококса по технологии «Сибтермо»: уголь разделяется на газовое топливо и углеродный остаток, газ сжигается для получения тепловой энергии, а термококс поставляется на рынок металлургического сырья вместо кокса и на экспорт.

Объединяет политику России и Китая в области угольной отрасли стратегия на будущее, а именно обе страны планируют внедрение чистых технологий использования угля в энергетической промышленности.

Эксперты на рынке горно-консалтинговых услуг рассматривают стратегию реформирования угольной отрасли России в глубокой переработке угля с производством товарной продукции с высокой добавленной стоимостью для разгрузки транспортной инфраструктуры.

В России глубокая переработка угля в местах угледобычи может рассматриваться как эффективный вариант реформирования отрасли. Однако в условиях падения мировых цен на уголь и высоких затрат на внедрение инновационных технологий по переработке угля существуют также и альтернативные стратегии реформирования отрасли. Для России - полный переход к открытому способу добычи угля, развитие транспортной инфраструктуры, а также возобновляемых источников энергии.

Основные проблемы в угольной промышленности России:

- усиление конкуренции в международной торговле углем из-за вероятного уменьшения темпов роста спроса на уголь вследствие повышения энергоэффективности экономик основных стран-импортеров и экологических ограничений по использованию угля в сравнении с альтернативными видами энергии;

- недостаточный инновационный потенциал угольной промышленности; незначительные государственные вложения в развитие российского угольного машиностроения вызывают усиливающуюся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования, а также ограничивают потенциал применения угля на внутреннем рынке;

- сокращение внутреннего спроса на уголь для нужд энергетики в связи с приоритетом использования природного газа;

- возможности реализации экспортного потенциала отрасли сдерживаются сохранением «узких мест» в пропускной способности железных дорог; недофинансирование мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта;

- постоянный рост транспортной составляющей в конечной цене угля вследствие увеличения тарифов и роста вагонной составляющей на железнодорожные перевозки;

- дефицит квалифицированных трудовых кадров и сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного безработицей, низким качеством социальных услуг, высоким уровнем травматизма в отрасли, бедственным экологическим положением региона.

Низкие затраты на добычу угля нивелируются высокими затратами на транспортировку железной дорогой на внутреннем рынке, что завышает стоимость конечной продукции. При этом в России насчитывается 67 морских портов, что говорит о преимуществе экспорта угля на внешние рынки. Россия ориентирована на сохранение работы отрасли, так как в условиях низких цен в связи с ослаблением национальной валюты уголь России считается конкурентоспособным не только для основного импортера - Китая, а также и для стран ЕС.

На внутреннем рынке возникают проблемы с поддержкой шахт со сложными горно-геологическими условиями. Поэтому в условиях вытеснения угля альтернативными источниками энергоресурсов (газ, нефть, гидроэнергетика) имеет место постепенный переход на открытый способ ведения горных работ для снижения как себестоимости добычи, так и предотвращения смертельных случаев.

Основным приоритетом считается и обогащение угля, объём которого в России с 2000 г. увеличился на треть. Однако и в этом сегменте имеются сдерживающие проблемы, связанные с высокой конкуренцией со стороны Европы и Китая.

В России среди основных стратегий реформирования угольной отрасли реализуется стратегия диверсификации, предусматривающая создание дополнительных производств по глубокой переработке угля для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, разработке технологий добычи и комплексного использования угольного метана. Создание технопарков в промышленно развитых регионах угледобычи считается основным приоритетом осуществления данной стратегии[29].

В России будет успешной стратегия сокращения добычи угля в регионах со сложными горно-геологическими условиями. Высокие транспортные издержки железнодорожного сообщения завышают конечную стоимость угольной продукции. На внешнем рынке уголь составляет конкуренцию, что обусловлено ослаблением национальной валюты, однако на внутреннем возникают проблемы, связанные с вытеснением угля более приоритетными для России источниками энергетики (нефтью, природным газом).

Также ОАО «РЖД» отмечает, что возможно повышение цен и тарифов на транспортировку угля, связанное с ростом цен на уголь в течении последнего времени. А это не может положительно сказываться на экономике угольных компаний, которые продают уголь, однако это не является плюсом и для ОАО «РЖД», так как перевозки угля для них все равно останутся нерентабельными.

Сложившееся критическое положение в отрасли требует принятия чрезвычайных мер, из которых наиболее актуальной является восстановление централизованного управления угольной промышленностью. Необходимо сосредоточить властные полномочия и ресурсы по управлению отраслью в Российской угольной компании «Росуголь», передав ей соответствующие функции государственного руководства от Минтопэнерго России.

Кроме того, следует принимать во внимание, что наступивший заключительный этап приватизации в угольной отрасли характеризуется сохраняющейся дотационностью отрасли и, как следствие, неликвидностью акций у подавляющего большинства акционерных обществ. Намечающаяся согласно государственной программе постваучерная приватизация путем продажи акций угольных предприятий через инвестиционные конкурсы, аукционы и другие формы реализации ценных бумаг, очевидно, не даст сейчас желаемого эффекта.

В связи с этим, представляется целесообразным передать в уставный капитал трансформирующейся компании «Росуголь» все пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности. Это позволит в дальнейшем организовать успешную адаптацию угольной промышленности России к рыночным условиям и вывести отрасль из кризисного состояния.

Из вышеизложенного, можно отметить что особенности регулирования угольной отрасли Китая также могут быть учтены при адаптации России в решении актуальных задач по реформированию угольной отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В мире роль угля как энергоресурса постепенно снижается в связи с тем, что глобальная экономика движется в направлении развития возобновляемых источников энергетики, накладываются многочисленные экологические ограничения на деятельность угледобывающих предприятий. Однако для рассмотренных стран на ближайшую перспективу уголь останется одним из приоритетных энергоресурсов ввиду значительных его запасов, зависимости от него других отраслей экономики, большого количества работников, занятых в угольной промышленности.

На основе всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:

1. Уголь на сегодняшний день применяется в промышленности, в металлургии, в химической промышленности, где из угля получают фенол, нафталин, также уголь применяется в сельском хозяйстве в виде удобрения, ну и, конечно же, транспортная сфера, где уголь используется в обслуживании железнодорожного транспорта и дорожном строительстве;

2. Уголь для России всё ещё остаётся одним из лидирующих источников топлива;

3. Запасов угля в России хватит на большее количество лет, чем запасов нефти;

4. Законодательство в угольной отрасли развивается каждый день и  особое внимание все больше уделяется безопасности работников угольных шахт;

5. Разрабатываются стратегии для развития угольной отрасли, где приоритетным направлением является разработка технологий и улучшение экологической обстановки;

6. Россия и Китай одинаково имеют большую долю запасов угля, что делает их лидерами на рынке;

7. В отличии от России, в Китае вся угольная промышленность является государственной собственностью.

8. Россия и Китай имеют схожие приоритетные направления развития угольной отрасли, экономика во многом схожа. И Россия во многом может перенять опыт Китая.

9. Нормативно-правовое регулирование угольной отрасли следует совершенствовать, сделать более эффективным.

В России глубокая переработка угля в местах угледобычи может рассматриваться как эффективный вариант реформирования отрасли. Однако в условиях падения мировых цен на уголь и высоких затрат на внедрение инновационных технологий по переработке угля существуют также и альтернативные стратегии реформирования отрасли.

Сложившееся критическое положение в отрасли требует принятия чрезвычайных мер, из которых наиболее актуальной является восстановление централизованного управления угольной промышленностью. Необходимо сосредоточить властные полномочия и ресурсы по управлению отраслью в Российской угольной компании «Росуголь», передав ей соответствующие функции государственного руководства от Минтопэнерго России.

Из вышеизложенного следует, что нормативное регулирование угольной отрасли в ближайшее время продолжит совершенствоваться и наиболее эффективным законодательство станет не за один год, это долгая и последовательная работа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: