Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья

Основным назначением физкультурных досугов являются организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания. Досуги проводятся 1 – 2 раза в месяц, длительностью 15 – 25 минут в средней группе, 25 – 35 минут в старшей и подготовительной группах. Для досуга подбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых ввязано с физическим воспитанием.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3-х раз в году. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер.

В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Подготовка ведется на физкультурных, музыкальных и других занятиях в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Движения, включенные в программу праздника, должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так, чтобы было интересно и зрителям, и исполнителям. ОРУ выполняются с красиво оформленными пособиями: обручами, цветами, веточками. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования. Большим успехом пользуются игры-аттракционы. В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом: исполнив упражнение или танец, пляску, дети наблюдают за выступлением своих товарищей.

Зимой праздники организуются на катке с играми на коньках; на лыжне, проложенной вокруг елки; на снежной горке, где выполняются различные задания для проверки ловкости. Летом праздник проводится на физкультурной площадке или лесной поляне, на берегу реки, водоема.

В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы они не переутомлялись, нужно дозировать упражнения и танцы (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника (1 – 1,5 часа).

Прогулки и экскурсии (простейший туризм) в детском саду за пределы участка детского учреждения проводятся после занятий в утреннее время. Способы передвижения могут быть различными: пешком, на лыжах, велосипедах. Основное назначение прогулок – активный отдых, а также закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений в естественных условиях: взобраться на горку и сбежать с нее, пройти по упавшему дереву, перешагнуть с камня на камень. Вместе с тем, у детей развиваются и все физические качества. Дозировка прогулок зависит от возраста, состава и подготовленности детей. Продолжительность прогулок с возрастом детей увеличивается (пешие прогулки – от 20 минут до 1,5 – 2 часов). К 7 годам дети могут с перерывами для отдыха пройти 4 – 5 км.

Прогулки требуют специальной подготовки. Воспитатель заранее планирует день для прогулки, ее продолжительность; выбирает способ передвижения; намечает маршрут, его дальность и места для отдыха; определяет задачи, которые будут решаться, подбирает подвижные игры для конечного пункта маршрута. Важно также определить, в какой одежде и обуви целесообразнее отправиться на прогулку. На конечном пункте маршрута каждому ребенку предоставляется возможность заняться любимым делом (игра в мяч, прыжки через скакалку). Затем со всеми детьми вместе проводится любимая подвижная игра.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Наряду с организованными формами физического воспитания самостоятельная деятельность детей является важнейшим условием их современного и полноценного развития. В данном случае это деятельность, организованная по желанию, инициативе детей без явного вмешательства педагога (катание на велосипеде, игра с друзьями, прыжки со скакалкой и.т.д.).

Значение этой деятельности сохраняется для всех дошкольных возрастов. В раннем возрасте активизация движений детей происходит в связи с предметной деятельностью, позже – с возникшей творческой, ролевой игрой, а также в самостоятельных упражнениях.

Перед детским садом стоит задача так организовать повседневную жизнь, чтобы дети имели возможность активно двигаться. Необходимо, что бы в распоряжении детей был игровой материал: тренажеры, инвентарь, стимулирующие разнообразную двигательную деятельность. В педагогическом руководстве физической культурой в повседневной жизни надо избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, предоставлять им больше самостоятельности, при этом важно не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству, развивать их организаторские способности. Желательно соучастие руководителя (воспитателя) в играх: личный пример взрослого помогает повышать интерес к двигательной деятельности, позволяет ненавязчиво следить за всей группой и направлять деятельность каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: