В практике дошкольного физического воспитания применяются следующие методы:
1.Словесные методы (объяснение, указание, распоряжение, команда, рассказ, беседа). В связи с тем, что умственное развитие детей, особенно раннего возраста, недостаточно высокое, а их словарный запас ограничен, требования к словесным методам приобретают некоторую специфику:
· предложения при объяснении и показе должны быть максимально краткими и доступными (детям важно понимать предлагаемые задания и способы их выполнения);
· использовать образное объяснение на основе сравнения с уже известным («прыгать как зайчик», «бежать тихо как мышка», «топать как медведь» и т.д.);
· двигательные задачи предлагать в виде конкретных заданий («перепрыгнуть лужу», «попасть в круг», «пролезть в обруч» и т.д.);
· использовать всевозможные ориентиры, установки, ограничения и т.д.
2. Наглядные методы (показ, имитация, звуковые и двигательные
ориентиры, использование наглядных пособий):
· использовать различные яркие картинки, плакаты, рисунки, ориентиры;
|
|
· желательно чтобы показ упражнений осуществляли не воспитатели, а сверстники, умеющие правильно выполнять изучаемое упражнение;
· использовать слуховую наглядность (музыкальное сопровождение, хлопки, движения с демонстрацией стихов, речетативы, притопы и т.д.).
3. Практические методы (методы упражнения). При обучении дошкольников движениям ведущее место занимает игровой метод. В младших группах особенно широко используют игровые приемы. Они выражаются в том, что дети подражают движениям животных, человека: летают как птичка, шагают как медведь, гребут как гребцы и т.д. Их привлекает эмоциональность игровых упражнений, возможность выполнять движения в индивидуальном темпе. Последовательность выполнения упражнений на различных снарядах и приспособлениях (скамейка, стенка и т.д.) тоже относится к игровым приемам обучения. Совершенствование умений и навыков происходит и в традиционных народных играх с фиксированным сюжетом и правилами («Совушка», «Волк во рву», «Пилоты»). Как метод совершенствования движений детей старшего дошкольного возраста применяются соревнования. Участие в соревнованиях связано с большим физическим и эмоциональным напряжением. Применять соревнования следует осторожно. При злоупотреблении у детей может наблюдаться сильное нервное возбуждение, отрицательно сказывающееся на поведении и самочувствии. Простейшей формой соревнования являются индивидуальные, направленные на выявление качественного результата движения или его качества. В них каждый из детей заботиться лишь о своем достижении. В сложных командных соревнованиях каждый действует для достижения результата коллективом, который суммируется из достижений участников.
|
|
Наилучшие успехи в обучении дошкольников физическим упражнениям достигаются при успешном сочетании всего многообразия методов с учетом задач воспитания и обучения, особенностей возраста, подготовленности детей, их эмоционального состояния.
Основные формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
Вопрос: В чем отличие форм организации физического воспитания и форм занятий физическими упражнениями?
В нашей стране существует две формы организации физического воспитания – государственная и общественно-самодеятельная. Физическое воспитание подрастающего поколения также осуществляется в этих организационных формах:
1. государственная (детские ясли – до 3 лет и детский сад – от 3 до 7 лет);
2. самодеятельная, где физическое воспитание осуществляется в семье.
Таким образом, термин «форма организации физического воспитания» обозначает способ его существования в общегосударственном масштабе, т.е. в рамках всей страны.
Что же касается понятия «форма занятий», то здесь имеется в виду способ использования физических упражнений на конкретных занятиях. В детских дошкольных учреждениях в процессе физического воспитания используется следующие формы занятий:
· физкультурные занятия (группами, подгруппами и индивидуальные);
· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, физкультминутки, подвижные игры, прогулки и экскурсии);
· самостоятельная двигательная деятельность;
· физкультурные досуги и праздники.
Физкультурные занятия – основная форма учебной работы по физическому воспитанию. Они обязательны для всех практически здоровых воспитанников от 3 до 7 лет.
Физкультурные занятия проводятся круглый год (2-3 раза в неделю) с постоянным составом детей определенной возрастной группы, по твердому расписанию в определенные дни и часы недели, по специальной программе.
Продолжительность занятия в младшей группе – 20 мин, в старшей – 35 мин.
Физкультурные занятия могут быть следующих типов (в зависимости от образовательных задач и содержания занятия):
· занятия по освоению нового материала;
· занятия по совершенствованию освоенных ранее навыков и умений;
· занятия смешанного характера, на которых овладение новым материалом сочетается с повторением, закреплением пройденного;
· занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат,
· умение играть в подвижные игры.
В детских садах в основном распространены занятия смешанного типа.
Структура занятий. В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают три части: вводную или вводно – подготовительную, основную и заключительную.