Актуальность и новизна в преподавании искусства в школе

Методическое письмо

Для общеобразовательных организаций Республики Крым

О преподавании предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2020/2021 учебном году

Актуальность и новизна в преподавании искусства в школе.

 

Содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности.

Ситуация, сложившаяся сегодня в реальном образовательном пространстве по отношению к предметам искусства, статус дисциплин – требуют разъяснения.

Необходимо осознавать, что искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к культурной среде.

Огромную роль искусство играет в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и др. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. Большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Пение – связано с развитием речевого аппарата, а речь, как известно, основа мышления. В процессе музицирования активно (одновременно) включаются в работу два полушария мозга. Поэтому дети, имеюшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Напоминаем – предметы искусства являются составляющей инвариантной части учебного плана и уже это обязывает руководителей ОО, педагогов со всей ответственностью относится к данной области и качеству преподавания предметов искусства.

Поддержку и развитие предметной области «Искусство» обеспечивает новая Концепция преподавания, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В новой Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации (ознакомиться с содержанием можно по ссылке https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/) подчеркивается, что искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, приобретает сегодня особое значение.

Одно из главных направлений Концепции – обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» как основы формирования личности через создание сквозных модулей с возможностями вариативности, внеурочную деятельность, индивидуальный проект.

На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября № 635 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» (далее – Концепция) в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской  Федерации 24 декабря 2018 года», разработан План мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Республики Крым. План мероприятий размещен на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО и отправлен на адрес электронной почты управлений образования муниципальных районов и городских округов (письмо ГБОУ ДПО РК КРИППО от 19 июня 2020 г. № 455/01-07).

Одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации, а также использование этнокультурных и национальных особенностей региона. Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Обращаем Ваше внимание, что развитие и воспитание детей в рамках внеурочной деятельности подразумевает включение программ по искусству в такие направления как интеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Внеурочная работа может осуществляться и вне школы. В осенние (зимние) каникулы организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных деятелей культуры; «зрительские марафоны» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).

С целью создания новых мест дополнительного образования детей, в Республике Крым реализуется проект «Успех каждого ребенка», который является составляющей национального проекта «Образование». Одно из направлений реализации данного проекта – художественно-эстетическое, в рамках которого планируется организация в городских и районных муниципальных образованиях ансамблей инструменталистов-барабанщиков.  

На данный момент сложившихся противоречий в образовании особенно своевременно введение решительных мер по развитию эстетического воспитания и приобщению, прежде всего, детей и молодежи, к культуре. Это обусловлено тем, что именно в детстве закладывается основа личности, желание дальнейшего развития, формируются ценностные ориентиры. В противном случае, если эстетическое воспитание будет сведено к довольно скудному школьному минимуму (по 1 часу в неделю на предметы, изучающие искусство), мы в результате получим поколение бездуховное, не способное к созиданию и творчеству, а деградация общества может стать необратимой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: