В Концепции преподавания искусства в школе указывается, что в современном мире происходит изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, появляются виртуальные интерактивные формы искусства, произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с внедрением в образовательную практику информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование новых форм представления и визуализации учебного материала, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Педагогам важно понимать новое поколение школьников, говорить с ними на «одном языке», ведь современные дети с раннего возраста успешно овладевают новыми технологическими приемами для получения информации, с легкостью осваивают новые гаджеты. Для этого учителю надо научиться переводить эти навыки в образовательной среде в полезную плоскость: не запрещать использование компьютерных инструментов, не отказываться от смартфонов, а научить учащихся использовать их в соответствии с образовательными целями, организовывать взаимодействие в цифровой образовательной среде, создавать условия для повышения уровня индивидуального творческого развития обучающихся при совместной деятельности в проектах, применяя элементы виртуальной и дополненной реальности. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.
В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать учение интересным для школьников? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству.
Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике педагога.
Варианты нетрадиционного подхода к организации занятий:
- виртуальный урок в музее;
- виртуальная экскурсия по городу;
- создание тематической коллекции экспонатов виртуальной выставки и др.
Для развития зрительской культуры и плодотворного самовыражения, в качестве задания для самостоятельной деятельности можно предложить учащимся работу с цифровыми инструментами:
- фотографирование скульптур и памятников архитектуры или поиск в Интернете с последующим созданием собственных творческих работ;
- создание тематических фотоальбомов с предварительной цифровой обработкой фотографий (например, фоторедакторы Movavi, Photoshop и др.);
- создание фотоколлажей (Picasa, Fotor, MyCollages и др.);
- использование музыкального сопровождения для открыток (Playcast);
- оформление докладов с использованием авторского дизайна и мультимедийных эффектов в презентациях и др.
Дистанционные образовательные технологии.
Все больше в образовательных организациях применяют дистанционные технологии, ориентированные на взаимодействие обучающихся и педагогов в синхронном режиме (онлайн). Групповые занятия с учащимися, находящимися вне класса, в том числе на надомном обучении, можно проводить через:
- систему учебных вебинаров;
- в формате видеоконференции (когда учащиеся не только видят и слышат учителя, но и могут сами выступить с докладом и презентацией).
При этом наиболее эффективной формой обсуждения произведения искусства может стать дискуссия, где учащиеся будут учиться обсуждать тему в соответствии с регламентом, не стесняясь высказывать собственное мнение. Эти формы полезны для формирования цифровой и коммуникативной культуры, развития самооценки, они помогают связать знания учащегося с возможностями представить свои результаты перед большой аудиторией, приблизить его к реальной ситуации в жизни.
Сетевое взаимодействие с партнерами.
Потенциальную энергию детей и владение цифровыми технологиями легко направить на творчество, например, на создание учебной видеотеки по знакомству с музеями мира. При этом можно воспользоваться общедоступными видеоматериалами, размещенными в сети Интернет, а можно предложить детям самостоятельно подготовить серию коротких видеороликов с использованием контента, размещенного на сайтах музеев. Монтировать видео со звуковым сопровождением, добавлять титры и специальные эффекты можно при помощи доступных видео редакторов:
- Киностудия Windows Live (бесплатное приложение к операционной системе Windows);
- Movavi (его преимущества: удобный и понятный интерфейс написан на русском языке, имеется техническая поддержка и инструкции, на сайте размещено множество видеоуроков).
Наладив партнерские связи, можно организовать сетевое сообщество музеев и образовательных организаций, проводить совместные занятия и мастер-классы с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.
Работа учителей, преподающих искусство сегодня невозможна без применения различных интернет-технологий, как в условиях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В качестве примера рекомендуем следующие формы работы с использованием ресурсов Интернет: Веб-Quest; Урок-презентация; Урок-консультация.
Веб-Quest в педагогике – это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются различные информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет. Его нельзя путать с сетевым проектом, в реализации которого может участвовать группа школьников. Образовательный веб-квест предназначен для самостоятельной работы ученика по освоению или закреплению знаний.
Как образовательная технология веб-квест опирается на такой подход к обучению, в процессе которого учащийся самостоятельно работает с учебной информацией и формирует новые знания. При реализации данного подхода, учитель становится консультантом, организатором и координатором учебно-познавательной проблемно-ориентированной и исследовательской деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива.
В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Онлайн-среда даёт учащимся возможность (и обязанность) самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения и помогает развивать саморегуляцию, навыки планирования и контроля.
Пример:
Веб-квест по теме «Древнерусское зодчество» предполагает участие учащихся 10 класса при изучении тематического раздела «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: У истоков национальной традиции».
Содержание данного материала может стать также основой для индивидуального проекта.
Квест поможет ребятам углубить знания о выдающихся памятниках древнерусского зодчества. Работа над заданиями позволит проявить исследовательские и творческие способности, будет способствовать пробуждению интереса к изучению средневековой культуры, интеграции знаний с другими предметами (историей, литературой, изобразительным искусством).
Структура:
1. Введение.
2. Общее задание.
3. Маршрут путешествия (Киевская Русь; Владимиро-Суздальское княжество; Русь Московская; Древний Новгород; Русь деревянная).
4. Критерии оценки.
5. Заключение.
6. Словарь архитектурных терминов.
Урок-презентация – это наглядный метод демонстрации материала, состоящий из нескольких частей и включающий в себя иллюстрации, графическое описание, слайды и (в некоторых случаях) музыкальное сопровождение. В презентации полностью реализован общеметодический принцип интереса и познавательности для учащихся. Всё, что воспринимается визуально, вызывает более глубокие сенсорные ассоциации, и это позволяет всегда «освежить в памяти» изученное.
В условиях дистанционного обучения, эта форма подачи материала вызывает интерес обучающихся, экономит их личное время и повышает эффективность усвоения материала.
При всех описанных достоинствах урока-презентации, нельзя отрицать и важность процесса ее подготовки. Что такое презентация? Это – материал, собранный воедино. А такой материал должен быть: последовательным, понятным по содержанию, подаваться с учетом принципа ранее сформированных навыков и умений, иметь надлежащее эстетическое оформление.
Если говорить образно, то урок-презентация во многом напоминает рекламу. Только в данном случае речь идет о рекламе не коммерческой продукции, а учебного материала. А любая реклама, как мы знаем, должна быть красочной и привлекать внимание. И лишь в этом случае она может быть эффективной.
Не стоит ограничиваться простыми линейными слайд-шоу. С помощью Power Point можно не только проецировать на общий экран готовые плоскостные изображения художественных произведений, но и создавать:
- интерактивные плакаты с эффектами анимации;
- гипертексты с переходами на внешние ресурсы;
- демонстрационный эксперимент с использованием триггеров;
- инфографику для наглядного совмещения текстовой и графической информации;
- мультимедийные эффекты с использованием звуковых вставок и видеороликов;
- увеличенные детали объекта изучения, стрелки-указатели, рамки, и др.
Здесь реализован и другой, жизненный принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»: компьютерная презентация, как известно, отличается наглядностью и одновременно лаконичностью. Зачем долго и подробно объяснять то, что можно увидеть своими глазами. Налицо все преимущества использования данного методического средства.
Урок-консультация – оказание учебной помощи обучающимся, целенаправленная работа по представлению учебного программного материала, его обобщению и систематизации, ликвидации пробелов в знаниях учащихся, развитию их умений.
При разработке учителем урока-консультации в условиях дистанционного обучения рекомендуем использовать представленную ниже таблицу:
Дата | Класс | Учебный предмет | Учитель | Доступ к материалам учителя: ссылка на сайт школы, группу класса в ВК (или др.), эл. почта, аккаунт в сети и т.п. | ||||
|
|
| Сайт школы: ВК: Эл.почта учителя: | |||||
План урока | ||||||||
№ урока по КТП | Тема урока | Цели урока | Изучение нового материала (с указанием конкретных задач урока) | Закрепление изученного материала (письменно в тетради, пройти тест/проверочную работу по ссылке, выполнить творческую работу и т.п.) | Контроль знаний (в соответствии с КТП по обязательным видам работ на уроке: теория, художественно-практическая деятельность, анализ и интерпретация произведений искусства) | |||
- повторение… - изучение... - развитие… - закрепление… | 1. Работа с учебником. Прочитай текст на стр....
2. Работа с ресурсом. Ссылка на электронный ресурс (видеоурок, художественные произведения для восприятия, плюс или минус изуч. песни, мастер-класс выполнения работы по ИЗО, иллюстративный источник и т.п.): … др. | 1. Записать в тетрадь основные определения…
2. Ответить на вопрос письменно…
3. Пройти тест по ссылке …
4. Ответить на задания в учебнике, стр. …
5. Выполнить творческую работу…и т.д.
| 1. Пройти экспресс-контроль, тест-онлайн и т.п. (ссылка прилагается)… 2. Письменно ответить на вопросы и отправить ответы в личные сообщения в Вк (др.)… 3. Представить скан или фото творческой работу… Указывать сроки выполнения | |||||
Примечание:
- материалы для организации работы обучающихся в форме веб-квеста «Древнерусское зодчество», урока-презентации, урока-консультации размещены на сайте ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» в разделе «В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. ДИСТАНТ!!! РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. Формы обучения искусству с использование ресурсов Интернет».
- по ссылке https://mega-talant.com/biblioteka/metodichka-po-sozdaniyu-veb-kvesta-85237.html можно подробнее ознакомиться с методическим материалом по созданию веб-квеста.