Задачи учебной дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» и ее значение в подготовке юристов

Длительное время по причине чрезмерной закрытости основных положений оперативно-розыскного законодательства теория ОРД изучалась как замкнутая ведомственная учебная дисциплина и преподавалась исключительно в специализированных учебных заведениях, имеющих режим секретности.

ОРД — юридическая учебная дисциплина (открытый учебный курс), излагающая с учетом определенных методических требований систему базовых знаний о применении специальных сил, средств и методов для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Целью данной дисциплины является обучение специалистов в области юриспруденции и, прежде всего, подготовка кадров для правоохранительных органов и спецслужб России.

В настоящее время учебная дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность», базирующаяся на открытых законах, подзаконных нормативных актах и литературных источниках, адаптирована к преподаванию на юридических факультетах высших образовательных учреждений России. Ее особенностью является то, что она объективно не может дублировать аналогичный курс, преподаваемый в ведомственных специализированных учебных заведениях. В связи с этим в рамках данной дисциплины не рассматриваются специальные секретные вопросы, касающиеся организации, тактики и методики проведения ОРМ, специфики работы с негласным аппаратом, финансирования ОРД, а также организационно-тактические вопросы выявления отдельных видов преступлений. Данные вопросы находят детальное отражение в закрытых учебных изданиях и Особенной части теории ОРД.

В России складывается система изучения сыска, состоящая из двух блоков:

 1) изучение ОРД в открытом режиме (в основном «гражданские юридические образовательные учреждения);

2) ее традиционное изучение — в закрытом режиме (образовательные учреждения правоохранительных органов и спецслужб).

Теория ОРД повсеместно изучается студентами общегражданских юридических факультетов. Введение новой дисциплины во многом обусловлено тем, что студентам, обучающимся по уголовно-правовой специализации, для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей в должности следователя, прокурора требуются знание основ организации оперативной работы, структуры и целевого назначения ОРМ, умение правильно реализовать полученные результаты.

Учебный курс включает тематику, основанную на логическом раскрытии основных положений Закона об ОРД.

Задачей дисциплины «ОРД» является- получение знаний, навыков и умений в области теории ОРД.

В конечном итоге полученные при изучении дисциплины знания призваны способствовать:

— формированию у обучающихся знаний основных положений данной дисциплины;

— знанию оперативно-розыскного законодательства;

— соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;

— реализации норм материального и процессуального права в профессио нальной деятельности;

— получению навыков использования положений теории ОРД в предупреждении и выявлении преступлений;

— владению навыками подготовки оперативно-служебных документов;

— выявлению коррупционных поведений и содействованию их пресечения;

— эффективному использованию оперативно-розыскных возможностей в предупреждении и раскрытии преступлений с учетом положительного опыта работы оперативно-розыскных органов.

Значение изучения учебной дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность.

В современной обстановке многие преступления крайне затруднительно раскрывать следственным путем. Каждый юрист должен быть осведомлен о теоретических основах ОРД, которые позволят ему позитивно воспринимать необходимость данной деятельности и ее существенное значение в процессе выявления и раскрытия преступлений и розыска преступников.

Освоение материала по данной дисциплине поможет уяснить место и роль ОРД среди других видов юридической деятельности, а также значение сил, средств и методов ОРД в системе мер по раскрытию преступлений. Без знания основ ОРД в современных условиях профессиональный юрист не может стать полноценным специалистом в области юриспруденции. Базовые знания по данной дисциплине необходимы не только дознавателю, оперативному сотруднику, следователю, прокурору и судье, но и юрисконсультам, адвокатам и представителям различных оперативных подразделений ОВД, ФСБ России, ФТС России и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие научные труды ученых стали основой развития теории ОРД?

2. Что понимается под предметом дисциплины ОРД?

3. Что понимается под предметом учебной дисциплины ОРД?

4. Какие закономерности выделяются в структуре предмета ОРД?

5. Назовите разделы, составляющие систему теории ОРД.

6. Какие уровни составляют методологическую основу ОРД?

7. Что включают в себя отраслевые (специальные) методы ОРД?

 

Литература:

1. Лапин, Е. С.Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднегопрофессио нального образования / Е. С. Лапин. — 4-е изд., перераб. и доп. —Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 343 с.

2.  Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Г. Маркушин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва:Издательство Юрайт, 2019. — 342 с.

3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва:Издательство Юрайт, 2020. — 379 с.

 

Тесты

1.В каких органах сначала формировались и развивались научные школы по исследованию проблем ОРД?

1. в органах внешней разведки и государственной охраны

2. в органах внутренних дел и органах государственной безопасности

3. в органах юстиции и прокуратуры

2.Какие разделы включает в себя теория ОРД на современном этапе?

1. общая теория ОРД, оперативно-розыскная тактика

2. оперативно-розыскная методика, оперативная техника

3. все перечисленные разделы

3.Что является предметом учебной дисциплины (несекретного курса) ОРД?

1. системное изложение основных положений учебной дисциплины

2. комплекс научных знаний об осуществлении ОРД

3. объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств и методов для обеспечения защиты человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств

4.Какие уровни включает в себя методология теории ОРД?

1. общенаучные методы и методику научных исследований

2. общенаучные методы; отраслевые (специальные) методы, методику научных исследований

3. диалектический метод, отраслевые (специальные) методы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: