Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы оказания первой помощи»
социально-педагогической направленности
базовый уровень
Возраст учащихся: 14 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Никуленкова Галина Васильевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Щелково
2020 год
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы оказания первой помощи» (далее Программа) составлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ» и Приказами Минздрава, с учётом инструктивных писем Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области (Приложение 1), методическими материалами АНО «Национальный центр обучения навыкам первой помощи «Школа Бубнова».
Программа предназначена для подготовки старшеклассников к оказанию самопомощи и первой помощи в экстремальных ситуациях.
|
|
Направленность Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы оказания первой помощи» социально-педагогической направленности базового уровня, является модифицированной и составлена на основе программы Рублёвой Т.Ю. «Первая помощь в экстремальных ситуациях».
Программа реализуется в рамках комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Класс будущих полицейских».
Актуальность Программы
Судьба человека, с которым произошел несчастный случай, почти всегда зависит от того, кто и как быстро окажет ему первую помощь. Правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечебное учреждение. Поэтому очень важно с юных лет быть готовым к действиям в экстремальных условиях, овладеть элементарными знаниями и практическими навыками по оказанию себе и другим первой помощи, контролю за их состоянием.
Отличительные особенности Программы
Система подачи и освоения информации предполагает актуализацию знаний, полученных учащимися в общеобразовательных учреждениях на уроках анатомии, ОБЖ и включает в себя знакомство с приёмами оказания первой помощи и их практическую отработку.
Программа предусматривает освоение учащимися простейших неотложных мероприятий по спасению жизни человека или предупреждению возможных осложнений и включает три основные группы действий:
1. Меры по незамедлительному прекращению воздействия внешних повреждающих факторов (например, электрического тока, высокой или низкой температуры, отравляющих веществ и т.д.);
|
|
2. Меры по оказанию первой помощи пострадавшему или самопомощи в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания (например, остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца и т.д.);
3. Меры по незамедлительной доставке пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
Программа является профессионально ориентированной.
Образовательный процесс – практико-ориентированный, строится в соответствии с принципами научности, доступности, наглядности, последовательности и системности.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 14 до 17 лет.
Объём программы – Программа рассчитана на 72 учебных часа.
Форма обучения – очная, групповая (занятия в группах по 12-17 человек).
Срок освоения программы – 1 учебный год, 36 учебных недель.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование комплекса теоретических знаний о методах и способах оказания первой помощи, практических умений и навыков по ее оказанию, а также профилактике гибели людей при чрезвычайных ситуациях.
Задачи программы:
Предметные:
Дать знания и специальные навыки:
- по основам оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, о методах оценки состояния пострадавшего;
- диагностике вида, особенностей поражения (травмы), организации транспортировки пострадавших в зависимости от характера повреждения и тяжести состояния.
Сформировать практические навыки, необходимые для определения объёма первой помощи, последовательности её проведения и контроля эффективности.
Метапредметные:
- закрепление (актуализация) знаний об основах анатомии и физиологии человека, действиях в чрезвычайных ситуациях, полученных учащимися в общеобразовательном учреждении;
- развитие коммуникативных навыков: умения общаться с пострадавшим, а также с сотрудниками медицинской и иных служб;
- умения применять полученные знания в практической деятельности.
Личностные:
- создать условия для формирования активной жизненной позиции;
- воспитать чувства взаимовыручки и взаимопомощи.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА | ||||||||
1 | Анатомия и физиология костно-мышечной системы | 1 | 1 | Очная, групповая | ||||
2 | Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы | 1 | 1 | |||||
3 | Анатомия и физиология дыхательной системы | 1 | 1 | |||||
4 | Анатомия и физиология нервной системы | 1 | 1 | |||||
5 | Анатомия и физиология пищеварительной системы | 1 | 1 | |||||
6 | Анатомия и физиология выделительной системы | 1 | 1 | |||||
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ | ||||||||
7 | Правовые основы оказания первой помощи | 2 | 1 | 1 | Очная, групповая | |||
8 | Принципы, этапы, мероприятия оказания первой помощи | 3 | 1 | 2 | ||||
9 | Средства оказания первой помощи и способы транспортировки пострадавших | 3 | 1 | 2 | ||||
10 | Психическая травма у пострадавших в чрезвычайных ситуациях | 2 | 1 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ОРГАНОВ | ||||||||
11 | Расстройство функции жизненно важных органов. Клиническая и биологическая смерть | 2 | 1 | 1 | Очная, групповая | |||
12 | Основы сердечно-легочной реанимации | 6 | 1 | 5 | Зачёт | |||
13 | Механическая асфиксия. Утопление. Первая помощь | 2 | 1 | 1 | ||||
14 | Электротравма. Первая помощь при травме от воздействия технического и атмосферного электричества | 4 | 2 | 2 | ||||
РАЗДЕЛ IV. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕКОТОРЫХ БОЛЕЗНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ
| ||||||||
15 | Кровотечение, кровопотеря. Первая помощи при наружных и внутренних кровотечениях | 4 | 2 | 2 | Очная, групповая | тестирование | ||
16 | Раны. Первая помощь при ранениях | 4 | 2 | 2 | ||||
17 | Основы десмургии (техника наложения повязок) | 4 | 1 | 3 | Зачёт | |||
18 | Виды травматизма, профилактика. Классификация травм | 2 | 1 | 1 | ||||
19 | Травмы конечностей, таза, позвоночника, Первая помощь | 3 | 1 | 2 | ||||
20 | Травмы головы, груди, живота. Первая помощь | 2 | 1 | 1 | ||||
21 | Методы транспортной иммобилизации | 3 | 1 | 2 | ||||
22 | Термическая травма. Оказание первой помощи при наружных и помощи при ожогах, перегревании, отморожениях, переохлаждении. Химические ожоги | 4 | 2 | 2 | ||||
23 | Острые отравления. Первая помощь при острых отравлениях | 2 | 1 | 1 | ||||
24 | Острые заболевания и неотложные состояния | 4 | 2 | 2 | ||||
25 | Основы здорового образа жизни, профилактика вредных привычек | 4 | 2 | 2 | ||||
26 | Решение ситуационных задач | 4 | 0 | 4 | Тестирование | |||
Зачёт | 2 | 1 | 1 | Итоговая аттестация | ||||
Всего учебных часов | 72 | 32 | 40 | |||||
Итого по программе | 72 | 32 | 40 |