Содержание учебно-тематического плана

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 1. Анатомия и физиология костно-мышечной системы.

Лекционный материал.

Организм человека как единое целое: клетки, ткани, органы, системы органов. Костная система: классификация костей. Функции скелета: опорная, локомоторная (перемещение тела в пространстве), защитная, участие в процессе кроветворения, в минеральном обмене. Кости туловища: позвонок, крестец, копчик, грудина, ребра. Кости верхней конечности: лопатка, ключица, плечевая кость; кости предплечья: лучевая, локтевая; кости запястья, кости пясти. Кости нижней конечности: тазовая кость, бедренная, большеберцовая, малоберцовая, кости стопы. Скелет головы (череп). Соединение костей. Мышцы: функции, работа мышц, физиология мышц.

Тема 2. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

Лекционный материал.

Большой и малый круги кровообращения. Сердце, свойство сердечной мышцы, работа сердца. Артериальная система. Места пальцевого прижатия крупных артерий при повреждении. Венозная система. Пульс, внутрисосудистое давление. Движение крови по сосудам. Лимфатическая система. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Функции крови, группы крови, переливание крови, донорство. Иммунитет.

Тема 3. Анатомия и физиология дыхательной системы.

Лекционный материал.

Дыхание, его этапы. Верхние дыхательные пути: наружный нос, полость носа. Гортань, функции (проведение воздуха, защитная, голосообразующая). Трахея, главные бронхи, легкие. Плевральная полость, средостение. Дыхательный акт, дыхательный объем, транспорт газов, регуляция дыхания.

Тема 4. Анатомия и физиология нервной системы.

Лекционный материал.

Роль нервной системы в организме. Центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг. Периферическая нервная система. Высшая нервная деятельность: безусловные и условные рефлексы. Органы чувств: орган зрения, орган слуха и равновесия, орган обоняния, анализатор вкуса.

Тема 5. Анатомия и физиология пищеварительной системы.

Лекционный материал.

Функции пищеварительной системы: механическая, секреторная, бактерицидная, всасывательная, выделительная. Принципы строения органов пищеварения: Полость рта (зубы, язык, слюнные железы); глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Печень, функции печени (образование желчи, обезвреживание токсических веществ, выведении продуктов распада, депонирование витаминов, минералов, крови и др.). Поджелудочная железа, толстая кишка. Физиологические аспекты голода и жажды. Гигиена питания.

Тема 6. Анатомия и физиология выделительной системы.

Лекционный материал.

Процесс выделения. Почки, их функции. Мочевыделительные пути: мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Выделительная функция кожи (потовые железы, сальные железы). Выделительная функция органов пищеварительной системы и легких.

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Тема 7. Правовые основы оказания первой помощи.

Лекционный материал.

Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно. Понятие «первая помощь», ее задачи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия по оказанию первой помощи.

Практические занятия.

Отработка навыков по оказанию первой помощи: мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи; вызов скорой помощи и других специальных служб; определение наличия сознания у пострадавшего; мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего; мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей; мероприятия по осмотру пострадавшего и оказанию первой помощи.

Тема 8. Принципы, этапы, мероприятия оказания первой помощи.

Лекционный материал.

Основные принципы оказания первой помощи при неотложных ситуациях: осмотр места происшествия; проведение первичного осмотра Понятие этапности при оказании первой помощи. Оценка ситуации в рамках первого этапа оказания первой помощи. Основные подходы к оценке состояния пострадавшего: степени тяжести состояния. Правила и порядок осмотра пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи: простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Практические занятия.

Проведение первичного осмотра места происшествия и состояния пострадавшего, отработка методов и способов простейшей диагностики признаков наиболее распространенных травм, внезапных заболеваний и состояний, угрожающих жизни больных и пострадавших, проведение «гражданского поворота спасения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: