Эволюционная смена власти

Мы уже рассматривали институты власти в длительной исторической ретроспективе: власть, основанная исключительно на силе, трансформи- ровалась во власть, основанную не только на силе, но и на несиловых основаниях сакральности, уважении к заслугам, к мудрейшим, к отцу. Власть менялась и в части формирования, и в части легитимности, и в ча- сти легальности, т. е. установленных правовых порядков ее формирова- ния. В итоге, от наследуемых систем воспроизводства персон во власти современный мир в подавляющем большинстве перешел к демократиче- ским, т. е. выборным механизмам формирования власти.

Почему произошел этот эволюционный переход? Потому, что пра-

вильная эволюция, направленная в сторону совершенствования челове- ка и человечества, каждый раз находит такие формы устроения жизни, которые приводят социум и государство к максимальной на этот момент жизнеспособности, т. е. способности отражать внутренние и внешние угрозы. Эволюция — это процесс прогресса, совершенствования. Соот- ветственно, демократические, выборные системы в истории выглядят

 

29 Сулакшин С. С ., Погорелко М. Ю ., Репин И. В. Источники и основания государственных политик в России. М.: Научный эксперт, 2010. — 224 с.

30 Багдасарян В. Э ., Сулакшин С. С. Властная идейная трансформация. Исторический опыт и ти- пология. М.: Научный эксперт, 2011. — 344 с.

31 Багдасарян В. Э ., Сулакшин С. С. Превосходство, присвоение, неравенство. М.: Научный экс- перт, 2013. — 304 с.

32 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. Колесник И. Ю ., и др. Партийная и политическая система Рос- сии и государственное управление. М.: Научный эксперт, 2012. — 320 с.


более эффективными для целей достижения качества государственного управления или качества власти и в целом жизнеспособности всей систе- мы (власть и общество).

При этом идеология тоже претерпевала эволюционную трансформа- цию. Условно идеология, т. е. мотивационное поле в исходных позициях человеческого бытия было простым (размножение, удовлетворение чув- ства голода, преодоление угрозы любого сорта). Была, если можно так выразиться, идеология первобытного человеческого сообщества, и это была действительно, хотя и прото-, но идеология, потому что простые ценности-мотиваторы формировали самые значимые виды поведения.

По мере развития человеческих сообществ, кроме трех инстинктов, стали формироваться другие. Если в древних обществах приносились человеческие жертвы, то по мере эволюции отношение к человеческой жизни стало другим. Жизнь стала самоценной, а убийство стало счи- таться преступлением, стало караться. Изменилось отношение к пленни- кам — ацтеки у пленных сердце ножом вырезали — появились право- вые порядки ведения войны, обращения с военнопленными, с мирными гражданами на оккупированных территориях. Направление изменчиво- сти ценностей очевидно. В итоге из двенадцати ценностей-мотиваторов, которые постепенно накопились в истории, сформировалось современ- ное мотивационное поле человека. При этом сама системология идео- логий тоже прошла эволюцию. Был биологический дарвинизм, дальше возник — первобытный коммунизм, уравниловка — социальная иерар- хия — правовые порядки — правовое государство первого типа — ли- берализм — социальное государство — правовое государство второго типа — нравственное государство — праведное государство — государ- ство справедливости.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: