- ввоз подакцизных товаров в РФ (пп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ). Дальнейшая реализация ввезенных подакцизных товаров на территорию России акцизом не облагается (письмо Минфина России от 28 января 2013 года N 03-07-06/12).
Операции с подакцизными товарами,
совершаемые производителями
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами. При этом установлено, что в целях главы 22 Налогового кодекса РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров.
В целях главы 22 Налогового кодекса РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.
На основании ст. 195 Налогового кодекса РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) указанных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.
Акцизами облагается реализация (передача) на территории России произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе:
1) продажа произведенных подакцизных товаров непосредственно тем лицом, которое является их производителем;
2) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе. Например, если организация передает произведенное пиво для розлива другому предприятию на давальческой основе, она должна начислить акциз;
3) передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате товаров (в порядке товарообмена). Следует помнить, что в соответствии со ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, если иное не предусмотрено Законом N 171-ФЗ. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными;
4) передача произведенных подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (определение этих понятий приведено в ст. 409 и 414 Гражданского кодекса РФ), а также реализация предметов залога;
5) передача произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.
Таким образом, хотя ст. 39 Налогового кодекса РФ указанные операции не признаны реализацией, в целях применения главы 22 Налогового кодекса РФ они облагаются акцизами;
6) передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации (пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом признаны операции по передаче в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.
Согласно положениям данной нормы Налогового кодекса РФ для признания указанной в ней операции объектом обложения акцизом должны быть осуществлены:
а) процесс производства подакцизного товара одним структурным подразделением организации;
б) передача этого товара в другое структурное подразделение, осуществляющее его переработку в неподакцизный товар.
Таким образом, отличительным признаком указанной в пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ операции является то, что передача произведенных подакцизных товаров носит внутренний характер, т.е. осуществляется между подразделениями организации.
Соответственно, передача в структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена предусмотренными законодательством подтверждающими документами, в том числе накладными на внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в производство и другими документами.
Вместе с тем, если технологический процесс производства неподакцизных товаров организован таким образом, полученная на промежуточной стадии производства спиртосодержащая продукция (водный раствор спирта), перемещаясь по системе емкостей и резервуаров, вступает в следующую стадию переработки для производства неподакцизного товара в ходе единого, замкнутого и непрерывного технологического процесса и в рамках одного структурного подразделения, указанное не предполагает:
а) изъятия этого раствора из замкнутого технологического цикла и направления его для производства иной продукции или для реализации на сторону;
б) оформления вышеуказанных передаточных документов (накладных, приемопередаточных актов и т.д.), поскольку внутреннее перемещение водного спиртового раствора между различными производственными установками происходит автоматически, без передачи его из одного структурного подразделения в другое.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, в таком случае водный спиртовой раствор как промежуточный продукт, участвующий в комплексном непрерывном и замкнутом технологическом процессе в виде сырьевого потока, не может рассматриваться как произведенный подакцизный товар, передаваемый в структуре организации для дальнейшей переработки в неподакцизный товар.
Соответственно, в данном случае положения пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ не подлежат применению (письмо ФНС России от 16 октября 2013 года N ЕД-4-3/18570@).
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции признается объектом налогообложения акцизами.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Понятие "структурное подразделение организации" в Налоговом кодексе РФ и других отраслях законодательства не определено.
Минфин РФ указывает, что в целях уплаты производителями авансового платежа акциза по алкогольной продукции структурными подразделениями организации следует признавать филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы и т.п., то есть подразделения, входящие в структуру этой организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, расположенные как по месту нахождения организации, так и территориально обособленные (письмо ФНС России от 4 апреля 2014 года N ГД-4-3/6205 "По вопросу определения понятия "структурное подразделение организации" при уплате производителями алкогольной продукции авансового платежа акциза").
Согласно п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
К производству приравнивается также:
а) розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
б) любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 Налогового кодекса РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала). Если ставка акциза на товар, полученный в результате смешения, равна или ниже ставки акциза хотя бы на один из товаров, использованных в качестве сырья, то такие операции по смешению производством подакцизных товаров не признаются, а лица, их осуществляющие, налогоплательщиками акциза не являются (Письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. N 03-07-06/40952).
Ввоз подакцизных товаров
Операции по ввозу подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом налогообложения акцизом на основании пп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ.
Как предусмотрено ст. 205 Налогового кодекса РФ, сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации установлены указанной гл. 22 Налогового кодекса РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в соответствии со ст. 46 Таможенного кодекса ЕАЭС являются таможенным платежом. Для исчисления акциза применяются ставки, установленные законодательством государства - члена ЕАЭС, в котором акциз подлежит уплате.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Налогового кодекса РФ сумма акциза, уплаченная при ввозе подакцизных товаров, учитывается в стоимости указанных товаров.
Что касается дальнейшей реализации на территории Российской Федерации ввезенных подакцизных товаров, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
Таким образом, реализация на территории Российской Федерации ввезенных подакцизных товаров объектом налогообложения акцизами не является (письмо Минфина России от 28 января 2013 года N 03-07-06/12).
С 1 июля 2014 года при ввозе с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) уплачивается авансовый платеж акциза.
Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза).
При этом дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза определяется как дата оприходования этилового спирта покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (абз. 4 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ).
Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача), ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом, в размере, предусмотренном п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 204 Налогового кодекса РФ (п. 6 ст. 204 Налогового кодекса РФ).
Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Комментарий к статье 183
В комментируемой статье 183 Налогового кодекса РФ приведен перечень освобождаемых от налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.
Данные операции освобождаются от обложения акцизами при ведении и наличии отдельного учета указанных операций.
Рассмотрим некоторые из операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, подробнее.
Передача подакцизных товаров структурному подразделению
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ от обложения акцизами освобождается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, если иное не установлено п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ.
Например, передача спирта для производства водки из одного цеха организации в другой, даже если он находится на иной территории, акцизами не облагается.
При передаче в структуре организации этилового спирта из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров акцизы должны начисляться так же, как и при передаче на производство неподакцизных товаров этилового спирта, произведенного из пищевого сырья.
Реализация (передача) подакцизных товаров,
вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта
В соответствии с пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ от обложения акцизами освобождаются:
а) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта;
б) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Освобождение вышеуказанных операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 184 Налогового кодекса РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ:
а) при представлении банковской гарантии в налоговый орган;
б) либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных п. 2.1 и 2.2 ст. 184 Налогового кодекса РФ.
Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со ст. 204 Налогового кодекса РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со ст. 195 Налогового кодекса РФ.
Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях ст. 184 Налогового кодекса РФ.
Реализация конфискованных
или бесхозяйных подакцизных товаров
на промышленную переработку
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ от обложения акцизами освобождается первичная реализация (передача) на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов:
- конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров;
- подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
Контроль со стороны налоговых органов организаций, осуществляющих первичную реализацию (передачу) указанных подакцизных товаров на промышленную переработку, включает в себя проверку наличия у лица, осуществляющего их реализацию (передачу):
решения суда или других уполномоченных органов о конфискации подакцизных товаров и направлении их на переработку;
договора, заключенного с организацией-переработчиком;
раздельного учета операций по реализации указанных товаров.
У лиц, осуществляющих переработку перечисленных товаров, проверяется наличие:
лицензии на производство и поставку товаров, выданной в установленном порядке, в случае если такая необходимость предусмотрена в действующем законодательстве;
отдельного учета операций по производству и реализации товаров, полученных в результате переработки конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
От налогообложения акцизами освобождается операция по реализации подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта.
Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
Комментарий к статье 184
В соответствии с п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных п. 2.1 и 2.2 ст. 184 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при:
а) совершении операции как по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, так и по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ);
б) реализации (передаче) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передаче собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта (пп. 4.1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ);
в) реализации (передаче) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передаче собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта (пп. 4.2 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ).
Банковская гарантия, указанная в п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ, обеспечивает уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (письмо ФНС России от 20.09.2017 N СД-4-3/18759@).
Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 Налогового кодекса РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со ст. 195 Налогового кодекса РФ.
Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях ст. 183 Налогового кодекса РФ.
Право на освобождение от уплаты акциза при совершении вышеперечисленных операций без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за 3 календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее 3 лет (п. 2.1 ст. 184 Налогового кодекса РФ).
При этом для отнесения налогоплательщиков к таким категориям в указанной норме ст. 184 Налогового кодекса РФ определены критерии, аналогичные критериям, установленным в пп. 1 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ в целях применения заявительного порядка возмещения НДС (за исключением установленного размера совокупной суммы налогов).
В письме ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@, доведенном по системе территориальных налоговых органов, был подробно разъяснен порядок определения совокупной суммы налогов в целях реализации плательщиками налога на добавленную стоимость права на применение установленного положениями ст. 176.1 Налогового кодекса РФ заявительного порядка возмещения налога. В этой связи в целях применения положений п. 2.1 ст. 184 Налогового кодекса РФ для расчета совокупной суммы налогов, уплаченных налогоплательщиками за 3 календарных года, может использоваться алгоритм расчета этой суммы, изложенный в вышеуказанном письме ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@. Такую рекомендацию дала ФНС России в письме от 20.06.2016 N СД-4-3/10922@ "Об определении совокупной суммы уплаченных налогов за три календарных года".
Согласно разъяснениям ФНС России, изложенным в письме от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@, при формировании указанной совокупной суммы налогов в сумму уплаченных налогов включаются:
а) поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций и НДПИ по расчетным документам, в которых показатель "Дата списания со счета плательщика" (поле 71) относится к трехлетнему периоду, предшествующему году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС, и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных;
б) суммы налогов, не являющихся НДС, акцизами, налогом на прибыль организаций и НДПИ, зачтенных в порядке, предусмотренном ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на соответствующий трехлетний период;
в) суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке, предусмотренном ст. 176, 176.1, 203 Налогового кодекса РФ, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на вышеуказанный период.
Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ, принято решение о возврате.
Не участвуют в расчете совокупной суммы налогов:
а) суммы НДС, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 176, 176.1 Налогового кодекса РФ, принято решение о возврате;
б) суммы акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 203 Налогового кодекса РФ, принято решение о возврате.
Как указала ФНС России в письме от 20.06.2016 N СД-4-3/10922@ "Об определении совокупной суммы уплаченных налогов за три календарных года", налогоплательщики не представляют банковскую гарантию при условии представления в налоговый орган, помимо документа, подтверждающего уплату ими налогов в сумме не менее 10 млрд руб. за 3 календарных года, также и копии документа, выданного собственнику сырья (материалов) налоговым органом и подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 млрд руб. за указанный период.
Принимая во внимание, что согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный год обозначает период времени с 1 января по 31 декабря, указанные документы, выданные налоговым органом в текущем календарном году, могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган в целях освобождения от уплаты акцизов без представления банковской гарантии однократно в отношении всех налоговых периодов текущего календарного года, в которых совершаются освобождаемые от налогообложения акцизами операции.
Указанные документы могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам за первый налоговый период текущего календарного года, в котором этот налогоплательщик начинает использовать право на освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии.
Что касается формы указанных документов, то положения ст. 184 Налогового кодекса РФ не содержат положений, обязывающих Федеральную налоговую службу, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, разработать и утвердить форму документа, подтверждающего соблюдение налогоплательщиками - производителями подакцизных товаров и (или) собственниками сырья (материалов) критерия по совокупной сумме уплаченных налогов в целях освобождения от представления банковской гарантии при реализации на экспорт подакцизных товаров, произведенных из собственного или давальческого сырья.
В этой связи документ составляется в произвольной форме.
Освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии предоставляется только в части количества подакцизных товаров, принадлежащих собственникам сырья (материалов), отвечающим указанному в данном абзаце критерию по сумме уплаченных налогов (абз. 3 п. 2.1 ст. 184 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 2.2 ст. 184 Налогового кодекса РФ право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных пп. 4, 4.1, 4.2 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ, имеют налогоплательщики-организации, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством.
Поручитель должен соответствовать следующим требованиям:
а) являться российской организацией;
б) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная поручителем в течение 3 календарных лет, предшествующих году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей;
в) сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства в отношении налогоплательщика), заключенным в соответствии с Налоговым кодексом РФ, на дату представления заявления о заключении договора поручительства, предусмотренного настоящим пунктом, не превышает 20 процентов стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства;






